Navigation bar
  Print document Start Previous page
 72 of 290 
Next page End  

социально-профессионального статуса, кто склонен завышать свои доходы
при опросе...3десь нет конца. Но отдельная — «эмпирическая» — единица
исследования в корпусе научного знания присутствует, как сказал бы Гегель,
в снятом виде, в своем отрицании.
Если иметь в виду только формальную структуру социологической
теории, избавленную от содержательных концептуализации, можно сказать,
что в ней нет ничего, кроме пространства переменных и единиц,
размещаемых в пространстве в соответствии со значениями переменных.
Модификации этой «кристаллической решетки» теории определяются
количеством переменных и количеством единиц исследования.
Соответственно устанавливаются типы пространства переменных.
Тип 1. Много единиц мало переменных. Крупномасштабные
обследования, включающие десятки тысяч исследовательских единиц,
требуют огромных затрат. В переписях населения и референдумах
производится сплошной опрос, и учетчики посещают практически каждую
семью. Несомненно, при таком охвате статистики стремятся получить как
можно больше сведений. Программа первой и всеобщей переписи населения
Российской империи в 1897 г. включала четырнадцать признаков: отношение
к главе хозяйства и к главе своей семьи; возраст; пол; брачное состояние;
сословие, состояние или звание; место рождения; место приписки; место
постоянного жительства; отметка об отсутствии или временном проживании;
вероисповедание; родной язык, грамотность и обучение; занятие, ремесло,
промысел, должность или служба; кроме того, делалась отметка о
физических недостатках. Примечательно, что в Российской империи
вопросов о национальности не задавалось. Программа переписи населения
СССР 1989 г. содержала 25 признаков, часть которых учитывалась
выборочно. Вопросы сплошной переписи для характеристики населения
были следующими: отношение к члену семьи, записанному первым (в
предыдущей переписи 1979 г. этот вопрос формулировался как отношение к
главе семьи); пол; причина и время отсутствия (для временно
отсутствующих); место постоянного жительства и время отсутствия в нем
(для временно проживающих); дата рождения; состояние в браке;
национальность, для иностранцев — также гражданство; родной язык и
другие языки народов СССР, которыми свободно владеет опрашиваемый;
образование; окончил ли профессионально-техническое учебное заведение;
для учащихся тип учебного заведения; источники средств существования.
Вопросы сплошной переписи для характеристики жилищных условий:
период постройки дома; кому принадлежит дом; число занимаемых жилых
комнат; размер площади — общей и жилой. Вопросы выборочной переписи:
место работы; занятие по этому месту работы; общественная группа;
продолжительность непрерывного проживания в данном 
69
Hosted by uCoz