плотность расселения, «возраст». Особый класс групповых признаков
образуют личностные свойства, превращенные в свойства
идеальнотипического плана. Когда речь идет об экспансивности одних
народов и невозмутимости других, предполагается, что данные свойства
присущи именно народу и во вторую очередь его отдельным
представителям.
Если выделение людей в качестве единиц исследования не представляет
особых трудностей, основным элементом личностной идентификации
является тело, то группы требуют определенного конструирования и
единицы не всегда кажутся естественными. «Тело» группы можно
распознать на некотором расстоянии, но чаще всего для этого требуются
концептуальные средства. Толпа на площади подлежит пространственной
идентификации. Производственный коллектив как группа идентифицируется
институционально в качестве средства опознания в данном случае
выступает «место работы». Значительный класс групп составляют целевые
группы их системообразующий признак заключается в какой-либо
целенаправленной совместной деятельности. Такова, например, футбольная
команда. Люди разных возрастов и характеров, мужчины и женщины разных
национальностей и убеждений попадают в социальную группу
высококвалифицированных рабочих, причем многие из них имеют мало
общего и по характеру труда, и по доходам, и по отношению к средствам
производства. Шофер и парикмахер, пилот авиалайнера и ресторанный
швейцар оказываются принадлежащими к одной группе. Хотя социологи
стремятся разрабатывать групповые классификации максимально близко к
естественным типам, единицами исследования вполне могут стать группы,
выделенные по произвольным критериям. Теоретический и
квазитеоретический дискурсы получают здесь практически неограниченную
власть над действительностью.
Особый тип единиц социологического исследования составляют
институции. Социальные институты не совпадают с группами, хотя являют
собой стандартизированные образцы взаимодействия. Например, некоторые
учреждения мы называем высшими учебными заведениями, не отождествляя
их ни со студентами, ни с профессорско-преподавательским составом, ни
даже с ректоратом. Университет находится в некотором месте и, как
правило, занимает большое здание. Но здание может сохраниться, а
университет исчезнуть. Чаще исчезают университеты, а здания сохраняются.
Флойд Оллпорт начинает свою книгу по институциональному
поведению рассказом из университетской жизни. После трудных дебатов
ректорат принял решение, смысл которого был не вполне понятен
присутствовавшему здесь новичку.
86
|