здесь крайне редко. Сам текст конструируется как самодостаточное
смысловое единство.
Г.А. Ивахненко изучала цитатную речь в социологических
публикациях. Поскольку цитатная речь не всегда оформляется кавычками и
сопровождается библиографической ссылкой, а вместо прямого цитирования
применяются аранжировка и вольное переложение источника, в качестве
единицы исследования был определен «интекст» текст в тексте. Более 20
тыс. интекстов характеризовались такими параметрами, как аксиологическая
модальность, тематика цитаты, архаичность / современность, «внутреннее» и
«внешнее» цитирование и другими (всего 49 переменных)
17
.
С анализом текстов (контент-анализом) связано обширное направление
социологических исследований. В качестве единиц могут быть выбраны
детские сказки, песни, газетные заголовки, рекламные сюжеты, письма на
телевидение, плакаты, отдельные слова все, что принято называть
символами культуры. В.А. Гайдис, С.С. Рапопорт и Д.П. Турейките изучали
содержание брачных объявлений в вильнюсском журнале «Шейма»
18
. В
частности, устанавливался список личностных признаков, по которым автор
объявления собирался найти себе партнера и связать с ним судьбу. При этом
реально воспринимаемый текст брачного объявления был целостнее, шире,
чем опубликованные в журнале несколько строк, а структура такого
«полного» текста включала в себя различные признаки. Например, на спрос
брачных объявлений женщин влияли следующие характеристики
(ранжированы по мере падения спроса): род занятий («Я») медицинский
работник; возраст («Он») может быть старше на 10 лет и выше; семейное
положение («Я») не была замужем; стиль письма мелодраматический;
возраст («Я») 21 30 лет; местожительство Вильнюс, Каунас; цвет
волос («Я») указан; наличие квартиры («Я») квартира есть; семейное
положение («Я») не указано (начиная с данной позиции спрос начинает
приобретать минусовые значения); черты характера («Он»)
интеллигентный; наличие детей («Я») один ребенок; возраст («Я») 40
50 лет; рост («Я») высокая; возраст («Он») такой же возраст; рост
(«Он») высокий;
17
Ивахненко Г.А, Динамика научных коммуникаций в социологии:
анализ пристатейных библиографий и журнале «Социологические
исследования» (1974 1933 годы) // Социологический журнал. 1994. ¹ 2.
С. 143 144.
18
Гайдис В.А., Рапопорт С.С., Турейките Д.П. Брачные объявления:
некоторые результаты эксперимента журнала «Шейма» // Социологические
исследования. 1985. ¹ 4. С. 66 - 75; 1976. ¹ 1. С. 82 - 92.
90
|