Navigation bar
  Print document Start Previous page
 96 of 290 
Next page End  

выделили в качестве единицы саму ситуацию подаяния, которая
описывалась несколькими признаками: частота подаяния (как установлено,
она мало зависит от интенсивности пассажиропотока); «кумулятивный
эффект» (нищий, сидящий в переходе метро через несколько десятков
метров после первого, получает примерно такое же по величине и частоте
подаяние), а также «драматургия» (типичные образы-роли нищих).
В 1927 г. чикагский историк Лайфорд Эдварде исследовал социальные
революции. Общее количество рассмотренных им эпизодовединиц было
небольшим (буржуазные революции в Англии и во Франции, революция
1917 года в России), однако впервые само событие революции было
проблематизировано: Эдварде интерпретировал революцию как
постепенный процесс разрушения институциональной организации
общества. «Насильственные действия называют революцией потому, что
консерваторы не хотят признать тот факт, что революция уже произошла»,
— замечает Эдварде
23
. Какие же признаки наиболее существенны для
революционных событий в истории? Первый симптом приближающейся
революции — нарастающее стремление к путешествиям; второй симптом —
рост аморализма и отклоняющегося поведения; третий симптом —
настроения разочарования, сочетающиеся с «эффектом раппорта» —
спонтанным взаимным реагированием членов сообщества; четвертый
симптом — рост благосостояния и культуры низших классов, а также их
влияния в обществе. В отличие от общепринятого мнения Эдварде считал,
что революциям предшествует не обнищание народа, а, наоборот,
улучшение ситуации после длительной депрессии. В числе признаков
революционного процесса он указывал также на «трансфер лояльности
интеллектуалов»
24
, либерализацию режима, возникновение экономической
инициативы и социальную мифологию. Хотя эти переменные и не
определяются Эдвардсом как «измерители», они релевантны для всего
класса исторических эпизодов, именуемых революциями.
В современной социологии получил распространение
«девелопменталистский» методологический подход, при котором внимание
исследователя сосредоточивается не на структурных 
23
Edwards L. The natural history of revolutions. 2nd ed. Chicago: The
University of Chicago Press, 1970. P. 9.
24
Это понятие подробно рассмотрено в публикации: Батыгин Г.С.
Трансфер лояльности интеллектуалов // Этика успеха. Вып. 2. Москва —
Тюмень: Центр прикладной этики, 1994.
92
Hosted by uCoz