несущественность прямой идентификации с тотальными символами военной
организации как целого и государства (именно такая идентификация лежит в
основе обычных приемов пропаганды). Более существенными оказались
параметры, описывающие позицию личности в неформальной воинской
группе на уровне подразделения, где особое значение имеет боевое
товарищество. Отсюда следует вывод, что передача и исполнение приказов
по формальным каналам власти могут быть эффективными лишь при
условии, что они будут соответствовать нормам, сложившимся в
неформальных воинских группах
27
.
Посредством самореференции устанавливаются абсолютные
переменные. Иными словами, для описания единицы исследования в данном
случае не требуется никаких сведений о других единицах либо совокупности
в целом. Если речь идет о людях, «абсолютность» их личных характеристик
(социально-демографических признаков, установок, мнений и т. п.)
заключается исключительно в том, что они процедурно не выводятся из
каких-либо иных признаков. Например, возраст «единицы» фиксируется
путем непосредственного замера данного признака. Что касается
происхождения абсолютных переменных, то очевидно: ни возраст, ни пол,
ни профессия, ни ценностные ориентации не могут существовать вне
социетального и группового контекстов. Абсолютные переменные
формально описывают отдельно взятую единицу совокупности ее же
атрибутивными признаками.
Относительные переменные формируются как описания отношений
между двумя элементами совокупности: членов студенческой группы,
населенных пунктов, государств и т. п. Еще раз следует заметить, что в
качестве объекта описания выступают не элементы, а отношения между
ними.
Сравнительные переменные устанавливаются для каждой отдельной
единицы посредством сравнения значения, которое она занимает на
некотором континууме, со значениями других единиц или группы в целом.
Отличие сравнительных переменных от относительных в том, что в первом
случае в качестве объекта описания выступает единица, а во втором
отношение. Типичный пример сравнительных переменных рейтинг.
Место, занимаемое политическим лидером в ряду других похожих на него
лидеров, не имеет смысла вне содержания и величины ряда. Аналогичный
пример
успеваемость студента. Ее можно замерить с помощью обычной
для России системы оценок
27
Shils Е. The study of primary group // The policy sciences: recent
developments in scope and method / Ed, by D. Lerner & H. Lasswell. Stanford:
Stanford University Press, 1951. P. 64.
95
|