Тогда Карнеги объяснил, что он имеет в виду объединение их предпринимательских
интересов, в ярких выражениях он перед имевшим место соперничеством. Пуллмэн слушал
очень внимательно, но был вполне убежден доводами Карнеги только чуть позже, когда
спросил своего собеседника: "Как бы вы Карнеги. Лицо Пуллмэна просветлело. "Пойдемте
ко мне в номер, - сказал он, - обсудим все более подробно". И это обсуждение открыло новую
страницу в истории американской промышленности.
Именно эта политика запоминания и воздания почестей именам своих друзей и
компаньонов была одним из секретов руководства людьми Эндрю Карнеги. Он гордился тем,
что был в состоянии обращаться по имени к своим рабочим, и тем, что за время его личного
управления делами ни одна забастовка ни разу не погасила пламени его сталелитейных
заводов.
Падоровский же, наоборот, давал повару-негру из пульмановского вагона почувствовать
свою значительность тем, что всегда обращался к нему как к "мистеру Конерсу".
(Падоровский Игнаций (1860 1941) - польский пианист, композитор и видный политический
деятель буржуазной Польши). Пятнадцать раз, в разные годы Падоровский совершал турне
по Америке, вызывая своей игрой безумный интерес и восторг всей музыкальной публики от
Атлантического до Тихого океана. Каждый раз он путешествовал в отдельном вагоне-люкс,
неизменно с одним и тем же поваром, который в полночь к его возвращению с концерта
готовил ему его излюбленное блюдо. Ни разу за эти годы Падеровский не назвал его просто
Джордж, как это принято в Америке.
Со своей старомодной учтивостью Падоровский неизменно величал его "мистером
Конерсом". И мистеру Конерсу это было приятно.
Люди так гордятся своими именами, что стремятся их увековечить любой ценой. Даже
крикливый и вспыльчивый старик П.Т.Барнум, будучи глубоко огорченным отсутствием у
него сыновей, которые унаследовали бы его имя, предложил своему внуку Силли К.Г.
двадцать пять тысяч долларов в случае, если бы он принял фамилию Барнум.
Два столетия назад богатые люди платили писателям за то, что они посвящали им свои
книги.
Библиотеки и музеи обязаны своими богатейшими коллекциями людям, которые не
допускали и мысли, что их имена могут изгладиться из памяти потомков. В Нью-Йркской
публичной библиотеке хранятся собрания книг Астора и Лейнокса. Метрополитен Музеум
увековечивает имена Бенджамина Альтмана и Дж.И.Моргана. И почти каждая церковь
украшена оконными витражами, на которых помещаются имена жертвователей на постройку
храма.
Большинство людей не запоминает имена по той простой причине, что они не уделяют
достаточного времени и необходимой энергии для того, чтобы сосредоточиться, повторить и
неизгладимо запечатлеть в своей памяти эти имена. Они находят для себя извинения, что
слишком заняты. Но, вероятно, они заняты не больше, чем Франклин Д.Рузвельт. А он
находит время запомнить имена и обращаться по имени даже к мастеровым, с которыми ему
приходилось вступать в контакт.
К примеру, фирма Крайслера построила для Рузвельта специальный автомобиль.
В.Ф.Чемберлен с одним из механиков приехал на нем в Белый Дом.
Передо мной лежит письмо мистера Чемберлена, в котором описывается это посещение. "Я
научил президента Рузвельта тому, как обращаться с автомобилем, имеющем массу
необычных приспособлений, а он меня научил тонкому искусству обращения с людьми.
Когда я приехал в Белый Дом, президент встретил нас очень любезно и был в отличном
расположении духа. Он сразу же обратился ко мне по имени, дав мне почувствовать себя
свободно и непринужденно, и особенно сильное впечатление на меня произвел проявленный
им живейший интерес ко всему, что я должен был показать и объяснить. Автомобиль был
|