ния, а со стороны мотивационной регуляции означает возвращение к
инстинктивному поведению в случае, когда механизмы онтогенетически
развивающейся мотивации не способны обеспечить более совершен ное ее
разрешение. Именно этим объясняются приз наки аффекта, свидетельствующие
об отстранении инстанции субъекта от регуляции активности - - тор можение
других психических процессов, так называе мое сужение сознания, предельная
концентрация вни мания на предмете аффекта и др. Особенно ярко они .
обнаруживаются в случае патологического аффекта (Калашник, 1941).
Способность аффекта навязывать разрешение си туации 'получила признание ,в
уголовном законода тельстве, предусматривающем меньшую ответствен ность за
преступления, совершенные в этом состоя нии (см. Коченов, 1980; Кудрявцев,
1988; Снтковская, 1983). Конечно, разнообразие взаимоотношений между
произвольной регуляцией активности и производным эмоциональным процессом
нельзя сводить к выде ленным случаям идиллического согласия, конкури
рующей конфронтации и подавления эмоциями субъ екта. Однако эти три
варианта взаимоотношений нрезентируют ключевые моменты той полной дина
мики, а порой и драматизма состязательности, в ус ловиях которой высшие
инстанции регуляции стре мятся совладать с механизмами ситуативного разви
тия мотивации и целенаправленно их использовать. Феноменология
невротических симптомов (Кемпин- ски, 1975), защитных процессов (Sjoback,
1973), силы «Я» (Бассин, 1969) большей частью определяется итогами и
успешностью этих попыток совлада.ния. Итак, в функциональном аспекте
производные эмоции обнаруживаются весьма разнообразно. В са мом общем
своем назначении они определяют способ деятельности и этим отличаются от
ведущих побуж дений, которые отвечают за 'ее направленность, ко нечные цели.
Однако 'следует сделать оговорку отно сительно того, что различение этих
классов эмоций, как и многие другие различения в области мотивации, не имеет
абсолютного характера и является скорее соотносительным, функциональным.
Дело в том, что многие ведущие эмоции являются
108
экспроизводными, по происхождению представляя собой фиксированные и
потерявшие связь с ведущим отношением производные эмоции. Но такая потеря
связи, приобретение онтогенетически производной эмоцией функциональной
автономности, часто не бывает полной. Поэтому некоторая эмоция, проявляю-
щаяся в конкретной ситуации в качестве ведущей и функционально автономной,
может оказаться производной как по 'происхождению, так и в отношении более
дальних жизненных планов. Подробнее проблема автономности мотивационных
образований будет рассмотрена при обсуждении мотивационной фиксации.
Заключение. Ознакомление с феноменом эмоционального переключения и его
отражением в психологической литературе, а также последующая попытка
обобщить этот материал позволяют заключить, что эгяоционалыюе переключение
является одной из главных «единиц» ситуативного развития эмоций слож-
нейшего по организующим его механизмам, составу эмоций и выполняемым
функциям процесса. В этом процессе эмоциональное переключение способно про-
являться многократно и многоступенчато, так как оно задействовано в
|