ствия в актах отражения. Именно поэтому их столь отчетливо высвечивают
случаи нарушений и непри вычных проявлений, например, .когда в
психотических состояниях действительность перестает воспринимать ся
реальной или, наоборот, реальными начинают ка заться галлюциогенные 'образы
". Каждому человеку известно чувство облегчения после кошмарного сна, когда
он убеждается, что 'переживание реальности, столь убедительное в сновидении,
было ложным. Не-' что подобноедискредитация чувства уверенности в
положении представляемых вещей происходит на сеансах иллюзионистов,
причем характерно, что та кое чувство, как и все иллюзии, возникает и при по-
нимании 'его неолравданности. В естественных усло виях чувство реальности
обычно себя оправдывает и поэтому не привлекает рефлексирующего внимания.
Данные об отражении меры реальности представ ляемого содержания
свидетельствуют о том, что «об разу мира» человека 'наряду с другими
структурными особенностями присуща специфическая организация по
параметру соответствия этого содержания объек тивной действительности. В
литературе существова ние такой организации упоминается редко, как пра вило в
.виде простого 'противопоставления двух край них степеней реальности
отражаемого содержания; так, по утверждению Р. Г. Натадзе, «во всех ...про
явлениях воображения ... резко различаются две фор мы его, детерминируемые
противоположным отноше нием субъекта, 'целостной личности к представляемо
му: это переживание воображаемого, с одной стороны, при полной уверенности
субъекта в реальной данно сти представляемого и, с другой стороны, при знании
о его нереальности» (1972. С. 7). Более точным, по всей видимости, является
'представление К. Левина, подчеркивавшего существование различий в степени
реальности содержания «жиз-
" Ключевую роль чувства реальности в развитии психопатологических
симптомов подчеркивал П. Жане: «Какое бы решение ни давать этому вопросу в
нормальной психологии, мне кажется бесспорным, что в большинстве
психастенических симптомов можно наблюдать расстройства именно этой
функции реального» (1911. С. 283).
,114
ценного пространства»
12
: «Греза, смутная надежда имеет в общем и целом
меньше реальности, чем действие; действие иногда имеет больше реальности, чем
речь; восприятие больше, чем воображение; отдаленная «идеальная цель»
менее реальна, чем «реальная цель» безотлагательно выполняемого действия»
(Lewin, 1936. Р. 196). Такого рода различия, для изображения которых К. Левин
ввел в «жизненное пространство» третье измерение, говорят о том, что
организация отражения меры реальности в «образе мира» имеет характер
градиента, простирающегося от максимально достоверного содержания, в
которое входит прежде всего образ воспринимаемой ситуации, до ирреальных,
заведомо 'не соответствующих действительности представлений. В градиенте
реальности между этими крайними полюсами локализуются все другие отда-
ленные во времени и пространстве и имеющие различную степень
правдоподобия события. В действительности картина является еще более
сложной, поскольку этот градиент не однороден. Так, его заметно модифицирует,
|