важной динамической особенностью почти всех психо логических объектов и
процессов. Особенно это об наружили эксперименты, в которых исследовались
уровень притязаний, возникновение и проявление за мещающих действий,
формирование и изменение це лей, эмоциональные процессы, память, игра»
(Lewin 1936. Р. 197). К сожалению, сделать следующий шаг и перейти от
феноменологической констатации этой зависимости к некоторому ее пониманию
и объяснению пока не возможно. Это связано прежде всего с неизвестностью
природы субъективного носителя градиента реально сти чувств
существования, неизбежности, возмож ности, случайности и т. п., собственно
которые, по всей видимости, способствуют или препятствуют эмо циональному
переключению. Многие современные авторы, .стоящие на позициях
когнитивной психологии и фактически сводящие регуляторные процессы орга
низма к 'информационным ('см. Аткинсон, 1980; Ве- личковский, 1982; Найссер,
1981), склонны к одно природной интерпретации 'психического и скорее под
держали бы когнитивную трактовку такого рода чувств. Однако существует и
другая традиция, трак тующая подобные чувства (в частности, уверенности,
сомнения, ожидания) как эмоциональные (Васильев и др., 3980; Рибо, 1898; Bain,
1875; Claparede, 1928). Попытки разобраться в вопросе о том, когнитив ную,
эмоциональную, 'смешанную или какую-то еще природу имеет градиент
реальности, иначе говоря, является ли он компонентом когнитивной (в собствен
ном .смысле , слова) или эмоциональной сложности, выводят на одну из
центральных и вместе с тем про должающих оставаться таинственными про'блем
пси хологиипроблему субъективного переживания (см. гл. 3), в отношении
которой в современной литера туре отсутствуют даже традиции обсуждения. Оче
видно, что данное обстоятельство затрудняет обос нованный ответ на
поставленный выше вопрос о природе различий эмоционального переключения
у животных и человека. Но это не единственное об стоятельство. Проблема
изменения модальности эмоций. Как показала обсуждавшаяся выше
феноменология ситуативной динамики эмоций, важнейшая особенность
116
процессов эмоционального переключения состоит в том, что в них наряду со
сменой предмета, на который направляется эмоция, происходит изменение ха-
рактера эмоционального переживания. Из-за этой особенности одно и то же
исходное эмоциональное событие, например физическая 'боль, может привести к
развитию различных эмоций: досады, если мы боль причинили себе сами,
возмущения если она была вызвана чьим-то неосторожным движением, гнева
если мы убеждены, что она была доставлена нам по сознательному намерению,
и др. Изменения, которые претерпевают эмоции, переключаясь на новый предмет,
зависят от особенностей не только связи, по которой происходит переключение,
но и предмета, на который оно происходит, его ранее сложившегося
мотивационного значения: в условиях, три которых один человек вызовет наше
возмущение, другого, скажем пожилого, мы будем склонны простить. Кроме
того, эти изменения зависят от предшествовавшего эмоциогенному событию
настроения человека, так что в целом они являются следствием весьма сложных
взаимодействий. К сожалению, эта важная сторона эмоциональной жизни для
|