Navigation bar
  Print document Start Previous page
 111 of 283 
Next page End  

  овладения  в культурно-историческом процессе соот ветствующими 
натуральными  функциями,  их подчи нения  произвольной регуляции 
(Выготский, 1983а).  Правда,  поскольку  учеп.ие о высших  психических 
функциях  создавалось на материале познавательных  процессов, прямой его
перенос 'в область мотивации  едва ли допустим, однако .в проведении сравнения
и  поиске общего ничего 'предосудительного, по-видимо му, нет
13
.     Так,
произвольное, опосредствованное запоминание  можно  охарактеризовать как то
же самое непосред ственное запоминание, только специально направлен ное и
организованное прн помощи  переструктуриро вания материала, повторений и
других освоенных в  онтогенезе приемов и средств. Подобно этому и мо-
тивациошюе  опосредствовапие представляет собой то  же самое эмоциональное
переключение, которое обес печивает «натуральное» развитие мотивации, только 
специально организованное и направленное при по мощи искусственно
вызываемых эмоций   и представ ляемых образов, причем любого  уровня 
обобщения  .и абстракции. Иначе говоря, если «натуральное», не посредственное
развитие мотивации  происходит на  основе реальных событий жизни и в пределах
реаль но отражаемых ситуаций, то опосредствованное раз витие -- на основе
идеальных моделей событий 'и си туаций, что снимает с этого процесса
временную и 'пространственную ограниченность и делает доступ ной для него
сферу обобщенных образов и идей.    Идею  развития высших форм мотивации  на
осно ве естественных потребностей высказывала Л. И. Бо-жовшч. Рассматривая
данные  о формировании  намерений как «результате опосредствования
потребностей
   
13
Приведем слова Л. С. Выготского, правда, не совсем для него типичные,
которые говорят о том, что идею «натуральной» основы  развития человека он
распространял  и за пределы познавательных процессов: «Если Дарвин  дал
биологию  видов, то И.  П. Павлов  дает  биологию  индивидов, биологию 
личности. Механизм   условного рефлекса раскрывает  динамику  личности,
показывает, что личность  возникает на основе организма  как сложная 
надстройка, создаваемая внешними  условиями индивидуальной жизни. ...Все в
личности построено на родовой, врожденной основе и вместе с тем все в ней
надорганично, условно, т. е. социально» (19836. С. 155).
                             118
человека его сознанием», она заключает: «Это позволяет, как нам кажется, понять
процесс развития побудительных сил человеческого поведения как процесс
превращения  естественных  (натуральных, по терминологии Л. С. Выготского)
потребностей в их опосредствованные формы, свойственные только человеку как
общественному существу. Такое понимание развития потребностей 'позволяет
рассматривать его как совершающееся по тем  же 'общим (установленным  еще
Выготским)  законам, по которым идет развитие и  всех  других психических
процессов и функций: из непосредственных они становятся опосредствованными,
из  непроизвольных — произвольными, из неосознанных—сознательными»  (1972.
С. 39). Рассмотренные  выше  данные об эмоциональном  переключении
подтверждают  этот вывод.    Эмоциональное  переключение как  основа психо-
логических механизмов развития  мотивации обеспечивает, 'строго говоря, только
Hosted by uCoz