влиянием ее «отучающего» поведения исчезает. Такого рода данные
свидетельствуют о том, что различение процессов научения по эмпирически и в
известной мере случайно нащупанным признакам при помощи искусственных
экспериментальных процедур не учитывает главного биологического
назначения этих процессов, определявшего их эволюционное раз витие и
приобретение 'ими тех или иных особенностей. С прислособительной точки
зрения индивиду необхо дима способность к формированию .как условных, ин
струментальных, так и безусловных, значимых самих по себе мотивационных
отношений к новому, генети чески незапрограммированному содержанию
(именно отношений, поскольку двигательные реакции должны обнаруживать
изменчивость). В основе такого науче ния лежит акт мотивационного
(эмоционального) переключения, только в первом случае сохраняющего
Функциональную зависимость от подкрепляющего фактора, во 'второ.м
придающего новому содержанию функциональную автономность. Когда и каким
образом произойдет то или иное научение, что его вызовет, как долго оно
сохранится и т. д.зависит, как это показывают исследования этологов (Мак-
Фарленд, 1988; Хайнд, 1975), от видовых особенно-^ей животных, и бесполезно
надеяться уложить эти "зменчи.вые данные в строгие рамки искусственно
выделяемых форм научения.
133
|