пользы в вопросе о том, ...является или не является импринтингом научение,
сопряженное с реакцией улыбки» (Hinde, 1963. Р. 229). Хотя это трудно
убедительно аргументировать, но главное представляется в том, что те
впечатления от внимания, заботы и ласки, к положительному вос приятию
которых младенец предрасположен природ- ,но присущей ему потребностью . в
эмоциональном контакте (Обуховский, 1971)
17
, запечатляются, опред-
мечиваются на образ матери или других взрослых так, что он приобретает
безусловное, функционально автономное мотивационное значение. Само по себе
присутствие рядом матери радует, успокаивает, от сутствиеповышает тревогу
(Bowlby, 1975). Начи ная с 3 месяцев у младенца можно наблюдать ха рактерные
адресованные к матери попытки поделить ся с ней своим эмоциональным
состоянием (Мещеря кова, 1982). В этом же возрасте он становится
чувствительным к порицающей или одобряющей ин тонации ее голоса и
обнаруживает первые признаки обучения на основе такого подкрепления
(Авдеева, 1982). В первом полугодии младенец порицающее отношение
матери предпочитает безразличному, реагируя на последнее более негативно
(Лисина, 1986. С. 78). Наконец, хорошо известны факты, что в вызывающих
тревогу ситуациях он, как, впрочем, де теныши животных (Harlow, 1961), ищет
мать и стре мится к контакту с ней (Maccoby, Jacklin, 1973). Представляется, что
в совокупности такого рода фак ты (см. Ainsworth, 1973; Uzgiris, 1979) говорят о
том, что младенец природно настроен на появление в его опыте матери и что
вследствие этого она получает для него не только автономное, но и наделенное оп-
ределенным содержанием значение, не выводимое из
17
В советской психологии распространена несколько иная трактовка этой
потребности. Так, согласно М. И. Лисиной, потребность в непосредственно-
эмоциональном общении со взрослыми «возникает постепенно и формируется
прижизненно» (1974. С. 18). Однако обе точки зрения не являются взаимо-
исключающими. Все зависит от того, что обозначать термином потребность:
природные механизмы, обеспечивающие готовность младенца включиться в
общение, или объективные проявления этих механизмов, которые возможны
лишь при наличии создаваемых взрослым условий.
136
получаемых от нее «подкреплений» и функционально от них независимое. Нет
необходимости доказывать, что не только взрослый для младенца, но в
большинстве случаев и младенец для родителей приобретает исключительное и,
конечно, «функционально автономное» мотивационное значение. Труднее
разобраться в происхождении -и составляющих такого значения. Отношение к
ребенкуодно из самых святых для человека, и эта ценность бывает, как
правило, отчетливо, интенсивно и, что редко, непротиворечиво выражена в
формирующей человека воспитательной атмосфере. Но несомненная культурная
детерминированность отношения к родившемуся ребенку полностью реально
возникающего отношения, как представляется, не объясняет. Ведь называя по
распространенному выражению материнскую любовь слепой, мы снисходительно
допускаем возможность ее чрезмерности и именно культурной невыверенности.
С другой стороны, когда такая любовь по каким-то не всегда ясным причинам не
|