лицами из ближайшего окружения, является важной основой фиксации
безусловных мотивационных отно шений и, по всей видимости, онтогенетически
ранним механизмом иррационального принятия тех социаль ных запретов и норм,
которые в психоанализе обо собляются в отдельную инстанцию «сверх-Я».
Всякое подражание, в том числе и мотивацион- ное, не представляет собой
простого копирования случайно увиденных примеров, обнаруживая зависи мость
от сложившихся эмоциональных отношений «Подражание у ребенка не есть
подражание чему угодно, оно очень избирательно. Ребенок подражает людям,
пользующимся у него наибольшим авторите том, тем, которые затрагивают его
чувства, привле кают к себе, к которым он привязан» (Баллон, 1967. С. 71).
Данное утверждение справедливо как для устойчивых эмоциональных
отношений, так и для складывающихся в конкретных ситуациях (см. Вап- dura,
Huston, 1961). Исследования показали, напри мер, что 6-летние дети детально
копировали поведе ние экспериментатора только в том случае, если он
предварительно устанавливал с ними очень теплые отношения, тогда как без
этого условия отдельные действия они повторяли в противоположном направ
лении, как бы подражая наоборот (Раншбург, Поп- пер, 1983. С. 88). Случаи,
когда некоторое лицо становится устой чивым образцом для мотивационного
подражания, преобладающим источником для заимствования цен ностей, вкусов,
увлечений, взглядов, в литературе обсуждаются под названием идентификации
или интроекции (Lazowick, 1955; Sanford, 1955). Естест венно, что первым
объектом для идентификации обычно служат родители. Данной стадии
проявления мотивационного подражания исключительное значение придавал
психоанализ, предложивший, правда, весьма специфическую трактовку
движущих сил этого процесса, согласно которой ребенок идентифицируется не
просто с родителем, а с потерянным объектом любви или с доминирующим
половым конкурентом и агрессором (см. Freud, 1977. Ch. 9). Однако по мере
приобретения ребенком самостоятельности и естественного смещения его
интересов на более широкий, чем семья, мир объектом эмоци-
150
ональной привязанности становятся также другие люди и сверстники (Phillips,
1937. Р. 299). На данной стадии развития мотивационного подражания более
типичными, по всей видимости, являются случаи, когда источником для
эмоционального заражения служит не отдельное лицо, а некоторая группировка
людей, обычно из ближайшего окружения, идентифицируясь с которой человек
безоговорочно принимает распространенные в ней культурные ценности и
нормы. Такая склонность человека подчиняться мнению и вкусам окружающих
людей выделяется в виде особой характерологической черты конформности
(Чудновский, 1971; Asch, 1956; Crutch-field, 1955). Конформность. Весьма
показателен факт консти-туциональной обусловленности этой черты, о чем
свидетельствует существование соответствующего типа психопатических
отклонений (в форме так называемой акцентуации характера). Напомним основ-
ные его особенности: «Представители конформного типаэто люди своей
среды. Их главное качество, главное жизненное правиложить «как все», ду-
мать, поступать «как все», стараться, чтобы все у них было «как у всех»от
|