туре (см. Гурьева, Гиндикин, 1980; Леонгард, 1981), однако это имеет простое
объяснение. Поскольку по своей сути конформные людипродукт своей среды,
без взвешивания и переоценки принимающие обыч ные для нее культурные
нормы и ценности, они (за исключением, конечно, крайних случаев) не привле
кают к себе внимания, ничем особым не выделяясь среди окружающих
22
; более
того, в варианте «непло хих людей и исполнительных работников» они, мож но
думать, составляют костяк того, что называется «нормой». В отличие от других
типов психопатиче ских отклонений конформные люди производят впе чатление
исключительно социальной, а не природной детерминированности их развития,
причем если иметь в виду содержательную сторону их ценностей, а не
механизмы, на основе которых эти ценности формируются, то такое впечатление
является совер шенно верным. Свидетельствуя о природном происхождении ме
ханизма мотивационного подражания, данные о кон формном типе акцентуации
характера говорят также о больших различиях между людьми по выраженно сти
у них этой особенности, которая зависит как от конституциональной
предрасположенности, так и от условий воспитания, сглаживающих или заостря
ющих акцентуированные черты. Конформный тип представляет собой крайний
полюс распределения людей по этой особенности. Противоположному по люсу
наиболее соответствует шизоидный тип психо патий, у которого, например,
«реакция эмансипации может легко оборачиваться социальной нонконформ-
ностьюнегодованием по поводу существующих правил и порядка,
насмешками над распространен ными идеалами, интересами, злопыхательством
по поводу ..отсутствия свободы"» (Личко, 1983. С. 138). В умеренной
выраженности конформность представляет собой естественное условие для
мотивационного развития людей, обеспечивающее, в частности, взаи-
22
«Этот тип относительно редко попадает в поле зрения психиатра. Видимо,
если жизнь не требует большой гибкости, личной инициативы, умения быстро
ориентироваться в стремительно меняющейся обстановке, адаптация бывает
вполне удовлетворительной» (Личко, 1981. С. 88).
152
мосвязанность и синхронизацию этого процесса у отдельных лиц. Проявлению
и закреплению конформных черт может способствовать общая невротизация
человека, его боязнь быть самобытным, непохожим на других, принять
ответственность за свободное самоопределение. Данная защитная функция
конформизма, избавляющая от тревоги одиночества благодаря предпочтению
стандартных ценностей и выбору такой же, как у многих, судьбы, особенно
подчеркивалась Э. Фроммом: «...Человек перестает быть самим собой, он
полностью усваивает тот тип личности, который ему предлагают модели
культуры, и полностью становится таким, как другие, и каким они его ожидают
увидеть. ...Человек, который уничтожил свое индивидуальное «Я» и стал
автоматом, идентичным с миллионами других автоматов вокруг него, не
испытывает больше чувства одиночества и тревожности. Однако цена, которую
он платит, велика это потеря самого себя» (1986. С. 173). Исследования
показали, что страх увеличивает ситуативную конформность: испытуемые,
которые находились под угрозой удара током, обнаруживали в эксперименте
|