Navigation bar
  Print document Start Previous page
 147 of 283 
Next page End  

  видим, то тем постояннее мы будем это любить  и  т. д. Если же воображаем, что
он отвращается от  того, что мы любим, или наоборот, то будем испы тывать
душевное колебание» (С. 481). Хотя эти по ложения, описывающие
эмоциональный  процесс при  наличии плана 'воображения, более подходят для ха
рактеристики динамики эмоций на уровне сознания,  представляется, что в плане
непосредственного отра жения такие процессы происходят и у ребенка.    Со 
времен формулировки Б. Спинозой этих тео рем большого прогресса в
постижении эмоциональ ных процессов, лежащих в основе  мотивационного 
подражания, не произошло. Это приходится конста тировать с сожалением, так
как речь идет о процес сах, играющих в жизни немаловажную   'роль. Если 
всеобщая эмоциональная связанность  людей мало  заметна в их
.взаимоотношениях, то только потому,  что эмоции ,в отношении тех, «к которым
мы не пи таем никакого аффекта», просто затеняются более  выраженными
эмоциями в отношении значимых  лиц.  Но такая связанность существует и,
интегрируясь, вносит явный вклад в развитие ряда общественных явлений.
Наиболее броское социальное последствие механизма мотивационного
подражания—это,  конечно, явление моды, а также модоподобной, основанной на
эмоциональном заражении, веры.
Высшие формы фиксации
   Мотивационные  «сдвиги». Обсуждавшийся  материал позволяет заключить, что
фиксация мотиваци-онных отношений человека обеспечивается, в частности',
природными механизмами, которые, проявляясь в условиях собственно
человеческой психики, приобретают, разумеется, специфику, активно используют-
ся воспитывающими  его силами, но ими не создаются. Особенно   наглядно 
социальное  . применение природных  механизмов выступает в случае мотива-
ционного подражания; иногда такое применение принимает характер, можно
сказать, эксплуатации, способной направить человека на службу любой, даже
сумасбродной идее посредством организации ее истеричного приветствия среди
окружающих людей.
                             154
   факты использования общественными силами природных механизмов  служат
хорошей  иллюстрацией тому, что категоричное противопоставление биологи-
ческого и социального, «низшего»  и «высшего»  в развитии человека не
соответствует действительности и что существуют как переходные, так и
смешанные формы  проявления этих выделяемых   при  помощи абстракции
«факторов». Однако в дидактических целях, для обозначения  полюсов, между  
которыми удобно располагать различные промежуточные  формы,  такое
противопоставление  может   оказаться оправданным  и полезным. Рассмотрим с
учетом данной оговорки вопрос о «высших», социально детерминированных
формах  мотивационной фиксации.    Активность, с которой в советской 
психологии подчеркивается социальное  происхождение мотивации человека
(Асеев, 1976; Ковалев, 1988; Якобсон, 1969), не привела к заметным результатам в
описании 'конкретных механизмов и процессов, такую мотивацию формирующих.  
На общем  скромном   фоне внимание привлекает  обозначенный А. Н. Леонтье-
вым  процесс «сдвига мотива на цель», обеспечивающий  развитие собственно
Hosted by uCoz