«автоматики эмоциональных оценок» терминологи чески не самый удачный,
вместо него более верно подчеркивать непосредственное возникновение эмо ций.
Дело в том, что автоматически, именно без специальных усилий субъекта могут
возникать как эмоции в отношении непосредственно мотивационно значимых
явлений, так и развивающиеся из них си туативные эмоции >в отношении
связанных с этими явлениями обстоятельств. Благодарность оказавшему помощь
лицу, злость, с которой человек отшвырива ет поранивший его предмет,
возникают столь же ав томатически, как и породившие эти переживания не
посредственные эмоциирадость по поводу разре шившегося затруднения, боль.
Такие автоматические эмоциональные переключения еще не означают мо-
тивационного «сдвига». Серьезно поранивший себя человек может долго помнить
опасность предмета, осторожно с ним обращаться, прятать от детей, но может,
считая причиной неприятного события исклю чительно собственную
небрежность, остаться в преж нем к нему отношении. Наиболее существенный мо
мент эмоциональных «смещений» в обсуждаемом феномене мотивационной
фиксации, в том, произо шла она или нет, так как именно фиксация обеспе чивает
непосредственное эмоциональное восприятие предмета в будущем. Подводя
итоги, отметим, что рассмотренные пред ставления о специфических для человека
механизмах онтогенетического развития мотивации скорее кон статируют, чем
объясняют, такое развитие. Будучи переведенными на применяемые нами
термины, как мотивационные «сдвиги», так и эмоциональные «сме щения»
означают не что иное, как фиксирующиеся эмоциональные переключения,
происходящие в усло виях собственно человеческого «образа мира». В
концепции А. Н. Леонтьева такие переключения, по существу, только обозначены,
причем внимание в ней уделяется только переключению на промежуточ ные цели.
В работе В. С. Магуна, как отмечалось, признаются значительно более
многочисленные и многоступенчатые эмоциональные переключения и фиксации
не только на активно достигаемые цели, но и на средства и условия деятельности.
Данное отличие объясняется тем, что механизм
«сдвига мотива на цель» обеспечивает по предположению возникновение
безусловных, «функционально автономных» мотивационных отношений, т. е.
предназначен для описания особых событий в развитии мотивации человека, тогда
как эмоциональные «смещения» охватывают также и значительно более обычные
и повсеместные случаи формирования условных, производных отношений.
Действительно, ситуативное переключение эмоций происходит постоянно как под
влиянием воспитательных воздействий, так и в результате выявления самим
человеком новых условий и обстоятельств, имеющих отношение к его потреб-
ностям. Каждый раз, когда такое переключение оставляет след, имеет место
эмоциональное «смещение». Отметим, что ключевой момент этого процесса
само образование эмоционального следа, или мотивационная фиксация, условия,
при которой она совершается либо не совершается,в рассмотренных работах
нс освещается. Фиксация намерений. Любопытные выводы, показывающие
условность противопоставления устойчивых и ситуативных мотивационных
отношений, могут быть сделаны из развивавшихся в школе К. Левина
представлений о квазипотребностях и тесно с ними связанных феноменах
|