торая является основой его дальнейшего развития в процессе социализации и
воспитания, определяет условия такого развития и сказывается, подчас неожи-
данным образом, на его результатах. Пытаться объяснять эти результаты без
знания природной пристрастности человекато же самое, что, если вос-
пользоваться сравнением У. Макдауголла, давать «описание паровых машин без
знания действия огня и других источников горения» (1916. С. 12). Ведь
несомненное социальное происхождение паровых машин не отменяет того факта,
что законы горения тоже определяют их конструкцию и что плохое знание этих
законов неизбежно отражается в несовершенстве машин.
С точки зрения проблемы мотивационной фиксации обнаружение инстинктов у
человека имеет двоякие последствия. Во-первых, эмоции, возникающие в сферах
проявления инстинкта в большом количестве 'и разнообразии, могут получить
ситуативное развитие по типу обычного эмоционального переключения и
оставить в результате этого развития соответствующие следы; так, радости и
огорчения ребенка могут сделать значимыми в глазах матери предметы, вы-
звавшие эти эмоции. Второй, более специфический способ мотивационной
фиксации связан с выраженной незавершенностью человеческих инстинктов,
необходимостью определенных условий для их содержательной «достройки».
Речь идет о фиксациях по типу импринтинга, в результате которых запечатляемые
предметы приобретают абсолютное, функционально независимое мотивационное
значение. Поскольку на фоне постоянно происходящих процессов мотиваци-
онного опосредствования формирование непосредственно значимых ценностей
является в мотивацион-ном развитии человека, по всей видимости, сравнительно
редким событием, случаи и механизмы их возникновения заслуживают особого
внимания.
Непосредственные, относительно независимые мо-тивационные отношения
способны формироваться также вследствие подражания и лежащего в его основе
эмоционального заражения. Не всякое подражание приводит к мотивационному
развитию; в этом плане различаются ситуативное подражание-повторение,
обеспечивающее временное заражение интере-
180
сами наблюдаемого лица и простое воспроизведение его действий, и собственно
мотивационное подражание, в результате которого происходит изменение от-
дошений индивида к явлениям мира.
По сравнению со сложными, потребностно специализированными и
трудноуловимыми обнаружениями инстинкта механизм мотивационного
подражания является более простым и легким для понимания. Он предполагает
небезразличие к эмоциональным отношениям других людей и готовность эти
отношения заимствовать, разделять, заражаться ими безотносительно к
собственным потребностям. Однако сравнительная простота механизма
эмоционального заражения не означает ни однообразия его проявлений в
онтогенезе, ни малой значимости мотивационного подражания в жизни. Многие
неясные моменты обнаруживаются при постановке вопроса о том, при каких
условиях и кому осуществляется мотивационное подражание.
Исследования конформизма свидетельствуют о существовании заметных
|