окружении культурдыми традициями и нормами, так и преходящие ситуативные
побуждения, вроде тех которые лежат в основе эффекта толпы. Значение
процессов подражания для развития мотивации человека в психологии, особенно в
советской, по всей видимости, недооценивается.
Анализ отдельных представлений о «высших» собственно человеческих формах
возникновения но-' вых мотивационных отношений показал, что в тех или иных
терминах и масштабах они констатируют тот способ развития мотивации, который
выше обсуждался под названием мотивационного опосредствова-ния, т. е.
переключение и фиксацию эмоций в условиях высших форм отражения. К
сожалению, такая констатация практически ничего не говорит об условиях,^ силу
которых происходит или не происходит мотивационная фиксация.
Впрочем, этот неутешительный вывод должен быть сделан и в отношении других
рассмотренных форм развития мотивации. Данные о запечатлении инстинктивных
отношений и особенно о мотивацион-ном подражании имеют прежде всего
констатирующий характер, показывая, что развитие мотивации на основе этих
механизмов несомненно происходит, но не раскрывая конкретных условий, при
которых оно происходит необходимо. В этом центральном для психологии
воспитания вопросе решающее значение имеют скорее всего качественные
особенности, модальность переживаемых эмоций. Современная психология не
вооружена ни подходящими методическими средствами, ни соответствующими
методологическими установками для адекватного контроля данного фактора.
Любопытная и в полном смысле «высшая» разновидность мотивационной
фиксации задействована в процессах выбора человеком целей и планирования
своей будущей деятельности. Исследования данной проблемы в. школе К. Левина
показали, что номере-^ нив, принятое в отношении некоторой отсроченной цели,
способно приобрести признаки потребности, существовать определенное время в
виде «напряжения» внутренних структурных образований личности и сохранять
мотивационное значение цели в отдельных случаях даже тогда, когда она
перестает быть объ-
.182
ективно необходимой. Таким образом, данная разновидность мотивационной
фиксации отличается высокой степенью своей 'подконтрольности субъекту, от-
четливо выраженной произвольной санкционирован-ностью, а также временным,
преходящим характером.
Большое значение имеет выдвинутое К. Левином положение, подтверждаемое
многочисленными исследованиями ситуативных детерминант мотивации, об
обусловленности возникающих побуждений, в том числе и отсроченных
намерений, целостной ситуацией, множеством выражающих актуальные потреб-
ности валентностей, барьеров, сил. Оно подчеркивает, что мотивационное
значение, фиксирующееся вследствие принятия намерения, обычно имеет поли-
потребностное происхождение, в котором, конечно, некоторая потребность может
играть доминирующую роль.
Систематизирующая ценность учения о намерениях зависит от масштаба его
распространения на сходные явления. Расширение трактовки намерений возможно
в двух направлениях: в отношении процессов ситуативного целеобразования и в
|