ная фиксация имеет место и в других случаях. Так К- Левин отличал намерения
от решений, осущест-' ВАЯЮЩИХСЯ в будущей ситуации на основе законов
полевого поведения. Оба явления заметно различаются мерой вовлеченности
субъекта и, по-видимому, подключения к ним дополнительной мотивации, однако
в отношении проблемы мотивационной фиксации резко противопоставляться не
могут.
Если понимать целеобразование как переключение под управлением
познавательных процессов мотивационного значения конечных и более общих
целей на более частные, то в случае отсроченных частных целей переключившееся
значение может фиксироваться или не фиксироваться независимо от полевых
условий достижения этих целей в будущем. Такие условия определяют степень
участия субъекта в закреплении мотивационного значения цели, но не само
закрепление, которое может произойти спонтанно.
Действительно, не происходит ли мотивационная фиксация в случае решения
человека рассказать завтра другу приятную новость при полной уверенности, что
встреча с ним сама и сразу об этом решении напомнит? Человек может остаться
настроенным на встречу, предвкушать радость друга, расстроиться, если встреча
не состоится, и разрядить свое состояние, вполне отвечающее признакам
квазипотребности, рассказом всей этой истории третьему лицу. Таким образом,
наряду с обозначенным выше различением волевых (по К. Левину, «интенсивные
акты намерения») и произвольных намерений, которые объединяет необходимость
участия субъекта в их образовании и будущей реализации, а различает мера этого
участия, можно выделить еще одну разновидность намерений спонтанно
фиксирующиеся и непосредственно осуществляющиеся, но тем не менее субъ-
ектом контролируемые и санкционированные.
Воз'мож.но и дальнейшее выделение различных случаев мотивационной фиксации
в процессах целеобра-зования. Так, исследования показали, что закрепление
эмоционального значения шахматной фигуры, при помощи которой удалось
решить задачу, может происходить неосознанно и проявляться при решении
другой задачи (Виноградов и др., 1977). Однако
184
этот случай выходит за рамки проблемы сознаваемого целеобразования и
произвольно принимаемых намерений,
Общий вывод состоит 'в том, что закрепление и сохранение мотивационного
значения целей является необходимым и важным компонентом процессов це-
леобразования, разнообразно обнаруживающимся в случаях, когда достижение
намеченной цели по тем или иным причинам невозможно и получает отсрочку.
При перерыве в решении человеком задачи в его памяти сохраняются не только
выявленные к тому моменту условия и связи когнитивного характера, но и те
мотивационные переключения, которые произошли по выявленным связям; при
возвращении к задаче даже после продолжительного перерыва может
автоматически восстановиться, например, надежда, связанная с каким-нибудь
условием или ходом мысли. Такого рода следы мотивационных переключении в
прошлом конечно определяют направление и характер дальнейших поисков
решения.
|