дений и активного участия в этом процессе субъекта, сопоставляющего,
взвешивающего возможности и варианты поведения и принимающего решения.
Оба случая полимотивации конечно взаимосвязаны. С одной стороны,
сложившееся в онтогенезе поливалентное мотив ационное отношение является
следствием ситуативного взаимодействия, сложения к фиксации побуждений в
прошлом; так, одновременное восприятие человеком некоторой цели как привле-
кательной и труднодоступной может быть итогом разочарований при прежних
попытках ее достижения. С другой стороны, в ситуации актуализируются уже
поливалентные, комплексные мотивационные отношения, поэтому случай
ситуативного взаимодействия побуждений по существу означает не изначальное
установление, а дальнейшее развитие полимотивации. Из-за взаимосвязанности
онтогенетической и ситуативной суммации и сочетания побуждений
классификационные схемы, выделяющие виды и формы полимотивации, могут
касаться обоих процессов.
Так, сходное различение проводит И. В. Имедадзе (19846), отдельно обсуждая
«случаи взаимодействия потребностей» (С. 90) к полимотивацию в строгом
смысле слова, с которой <<-мы имеем дело только тогда, когда одновременно
действуют несколько мотивов, в состав каждого из которых могут входить мно-
жество потребностей» (С. 93). Отнестись к данному различению трудно из-за его
привязанности не столько к фактам, сколько к терминам (потребности к мотива),
крайне неоднозначно трактуемым в психологии (см. Имедадзе, 1984а, 1986;
Манукян, 1984; Со-сновский, 1988; Тгасу, 1986; и др.). Однако приводимые
автором примеры говорят о том, что оба 'вида взаимодействия могут иметь как
онтогенетический, так и ситуативный характер. К последнему случаю относится,
например, дополнительное присоединение к потребностям, побуждающим
некоторое поведение, других потребностей (познавательной, самоутверждения) по
ходу его совершения.
С другой стороны, «одновременное действие нескольких мотивов» может иметь
ранее сложившийся и не требующий ситуативного взаимодействия характер.
Данный тип полимотивации связан с существованием в мотивационной сфере
человека образова-
194
ний, отличающихся мерой конкретности и общности. Различение конкретных,
финально направленных мотивов, таких как приобрести определенную профес-
сию, научиться играть на скрипке, заботиться о домашнем животном, и стоящих
за ними более общих, например повышать свое образование, побольше в жизни
увидеть, помогать слабым, не имеет в психологии, за немногочисленными
исключениями (Бра-тусь, 1981; Додонов, 1984, Murray, 1964), широкого признания
из-за, как можно думать, фактически существующего континуума мотивациовных
образований по признаку конкретности-общности. Тем не менее в неявном виде
данное различение, как бы выделяющее уровни стратегической и тактической мо-
тивации, подразумевается в ряде концепций (Патяе-ва, 1983).
Противопоставление мотивов разной общности оправдывается теу фактом, что
между ними нет прямого соответствия, так как в процессе конкретизации более
общие мотивы переплетаются, делая деятельность, отвечающую конкретным
|