ния, связанные с промежуточными целями и результатами деятельности,
например отметки в учебе. Представление о мотивах-стимулах изображает
сложные виды человеческой деятельности как процесс, мотивируемый
одновременно конечной целью {так называемыми смыслообразующими
мотивами) и многочисленными побочными источниками побуждения,
дополнительно подталкивающими отдельные шаги в ее направлении.
Более полная схема соотношения различных мотивов в побуждении сложных
видов деятельности была предложена Б. И. Додоновым (1978. Гл. 2.1;
1984). Согласно этой схеме деятельность побуждается следующим составом
«предельных» мотивов:
«...!) удовольствие от самого процесса деятельностиП... ; 2) прямой результат
деятельности (создаваемый продукт, усваиваемые знания и т. д.) Р;
3) вознаграждение за деятельность (зарплата, повышение по должности, слава и т.
д.) В; 4) избежание санкции, которая грозит в случае уклонения от деятельности
или недобросовестного ее исполнения;
депривация страха наказанияД» (1984. С. 127). Каждый из этих мотивов,
представляющих, по существу, различные формы мотивации, может вносить
разный удельный вклад в суммарную мотивацию деятельности, причем как
позитивный, так и негативный. Обозначив количественную меру такого вклада
при помощи условных цифровых индексов, можно nOj лучить формализованное
выражение мотивационной структуры конкретной деятельности. Например, фор-
мула П2РоВзД1-2 в отношении трудовой деятельности означает, что рабочему
процесс труда доставляет заметное неудовольствие, к результатам труда он
равнодушен, но его мотивирует вознаграждение за работу и несколько меньше
неприятные последствия ее невыполнения.
Обозначенные Б. И. Додоновым различные формы побуждения деятельности в
том или ином виде выделялись и обсуждались в психологической литературе.
Нетрудно видеть сходство между соотношением первой (П, Р) и последней (В, Д)
пары выделенных мотивов и различением внутренней и внешней мотивации
(Ярошевский, 1971; Reykowski, 1970. S. 119^, в другой терминологии
интрннсивной и
198
экстринсивной (Хекхаузен, 1986. Гл. 12). Идея выделения процессуального (П) и
результативного (Р) компонентов внутренней мотивации перекликается с
различением К. Бюлером (1924. § 36; Biihier, 1928) функционального
удовольствия и удовольствия, связанного с результатами активности
(констатируемыми или предвосхищаемыми), с различением В. Г. Асеевым (1976.
С. 83) процессуального и дискретного моментов мотивации, с положением И. В.
Имедадзе (19846) о совместном проявлении в поведении функциональных ц
субстанциональных потребностей и др.
Таким образом, существование различных форм мотивации поведения достаточно
широко обсуждается п признается. Однако важно не только выделять эти формы,
но и, что не всегда делается, признавать их способность обнаруживаться
совместно и типичность такого обнаружения. Так, спорт, согласно Д. Н. Узнадзе,
относится к ннтерогенному, т. е. внутренне мотивируемому поведению,
|