вообще устранялись из психологии (Duffy, 1968-Meyer, 1933). В условиях таких
исследовательских установок, повлиявших на анализ проблемы даже на
философском уровне (Bedford, 1967; Shibles, 1974) тонкие эмоциональные
взаимодействия, которые про-' исходят, например, при восприятии искусства,
конечно не могли получить отражения в теории. На этом фоне отчетливо
выделяется концепция В. Вундта подчеркивающая такого рода взаимодействия.
«Гедоническое пространство». Как известно В. Вундт выделял два вида далее
не разложимых «психических элементов», сочетающихся в более сложные
образованияощущения и чувства. Если ощущения соответствуют объективным
внешним воздействиям, то «чувственный тон является необходимым дополнением
ощущения потому уже, что каждое ощущение принадлежит ощущающему
субъекту и таким образом содержит в себе кроме объективного фактора еще
отношение этого субъекта к впечатлению, как фактор субъективный» (Т. 2. С. 437)
35
. Чувства необходимо «дополняют» не только ощуще-ншя, но и все сложные
когнитивные структуры: что бы индивид ни воспринимал, представлял, мыслил и
т. д.любое отражаемое содержание вызывает у него определенное чувство,
дополнительное субъективное впечатление, производимое этим содержанием.
Таким образом, концепция 'В. Вундта относится к панэмоциона льны м, т. е.
утверждающим всеобщее эмоциональное сопровождение познавательных про-
цессов.
Данное утверждение связано с важнейшим концептуальным представлением о
принципиально дихо-томном строении психического, о том, что 'в субъективном
образе всякое содержание получает двойное отражение: на основе тех или иных
когнитивных характеристик и, кроме того, в виде чувств. Волевые
85
Эти представления В. Вундта складывались постепенно. В первых изданиях
«Оснований физиологической психологии» отмечалось, что «при описании чувств
трудно избежать некоторого рода неясности», и они рассматривались «как
третий определяющий момент ощущения» (1980. С. 488489). Здесь будут
обсуждаться взгляды, изложенные в более поздних «Основах физиологической
психологии»; ссылки на эту работу будут даны указанием тома.
206
процессы, которые в трихотомных схемах психического выделяются в третью его
составляющую, "В. Вундтом рассматривались в качестве высшей ступени
взаимодействия чувств и развивающихся из них аффектов: «...Хотя в отдельных
случаях и встречаются чувства, которые не объединяются в какие-либо аффекты,
и аффекты, которые не заканчиваются какими-нибудь волевыми действиями,
однако в общей .связи психических процессов эти три ступени, взаим-.яо
обусловливают друг друга, образуя 'взаимно связанные члены одного и того же
'процесса, который достигает 'высшей ступени своего развития в форме долевого
процесса. В этом смысле чувство может быть рассматриваемо как начало волевого
действия с тем же правом, как и, наоборот, воля может рассматриваться как
сложный процесс чувства, а аффект как .переходная ступень между тем и
другим» (1912. С. 157).
Чувствам, как и ощущениям, присущи свойства качества и интенсивности. Но
если ощущения по .качеству 'распадаются на ряд трудносопоставимых систем,
|