угнетению, напряжению или разрешению. Она может входить или в одно из этих
измерений, или в два или во все три» (Т. 2. С. 377.). Эти три «эмоциональ-' ные
формы» или измерения назывались В. Вундто.м еще компонента.ми
эмоционального качества.
Как можно видеть, от традиционных представлений рассматриваемая концепция
отличается прежде всего значительно более широкой трактовкой сферы
эмоционального: 'в ней наряду с 0'бщепр.изнаваемым эмоциональным параметром
удовольствия-неудовольствия (который наиболее отвечает тому, чтобы отражать
мотивационную значимость воздействий) выделяются еще два параметра,
ставимые в зависимость преимущественно от модальности 'воздействий (воз-
буждение-успокоение) и от их апперцепции, внимания к ним, ожидания-
неожиданности (напряжение-разрешение). Традиционные эмоции, такие как
радость, надежда, печаль, гнев, выделялись В. Вундтом в отдельный класс под
названием аффектов и рассматривались как продукт, вторая фаза развития чувств:
«Каждое более сильное чувство ведет к аффекту» причем первоначальное чувство
переходит в другие» (Т. 3. С. 248). По определению аффекты представляют собой
«формы течения чувств»; это означает, что в состоянии аффекта чувственный
процесс 'совершает в трехмерн&м пространстве движение по определенному
маршруту-форме, свойственному именно данному аффекту и его
характеризующему.
Динамика чувств в гедоническом пространстве. Для понимания мотивационной
сум'мапии важнейшее значение имеют процессы взаимодействия и слияния
чувств, представляющие собой, согласно обсуждаемой концепции, одну из
фундаментальных особенностей психического. Положение о неизбежном
сопровождении познавательных элементов субъективного образа специфическими
чувствами влечет признание одновременного существования в психическом
огромного количества чувств, соответствующего множеству одновременно
воспринимаемых ощущений и 'более сложных когнитивных структур. В
схематическом изображении это означает, что в трехмерном гедоническом
пространстве моментному состоянию отвечает не одна или несколько, а целая
россыпь точек, каждая из которых соответствует отдельно переживаемому чув-
208
ству. Поскольку душевный процесс находится в постоянном движении, в
следующий мо'мент в переживаемой совокупности чувств нечто непременно
меняется, 'поэтому такую россыпь следует представлять перемещающейся и
мерцающей. Так, 'поворот головы и перевод взгляда влечет смену или смещение
чувств, которые 'сопровождают зрительную стимуляцию, порождаемые ею.
ассоциативные представления, а также ощущения от сокращения мышц глаз и
шеи.
Именно процессы слияния вносят в такой движущийся хаос чувств момент
системности и порядка. Дело в том, что близкие в том или ином отношении
элементарные чувства объединяются по определенным законам, образуя более
|