Navigation bar
  Print document Start Previous page
 203 of 283 
Next page End  

мыслей о невыполненном в этот вечер важном деле и т. п. Подобный более или
менее сложный, но непременно динамичный чувственный процесс сопровождает
любую другую деятельность человека.
Конечно, многие переживаемые чувства даже относительно высоких порядков не
рефлексируются субъектом: «...Отдельные простые чувства в общем или совсем
перестают различаться как отдельные составные части сознания и только вносят
свою долю в своеобразную эмоциональную окраску последнего, или по крайней
мере отступают на задний план по сравнению с совокупным впечатлением» (Т. 2.
С. 421) Чувство от музыкального сопровождения спектакля или тем более вклад в
него игры отдельного инструмента могут вообще быть не замеченными челове-
ком, поглощенным развитием сюжета, но тем не менее 'внести свою,
предусмотренную постановщиками, долю в динамику эстетических переживаний.
Профессионалом же такое чувство может отчетливо выделяться и осознаваться.
Осознанность чувств связана с 'направленностью апперцепции, рефлексирующего
внимания.
Следует подчеркнуть, что происходит как пространственная суммация
одновременно переживаемых чувств, так и временная суммация 'переживаний,
сче-дующих друг за другом или разделенных некоторым промежутком времени.
Первому случаю соответствует возникновение чувств, например, при восприятии
музыкального аккорда, беглом взгляде на пейзаж или человека, второму — при
восприятии мелодии, спортивного матча, разговора и т. п. Временная суммация
свидетельствует о том, что возникающие чувства некоторое время сохраняются,
позволяя индивиду иметь впечатление о его движении в гедоническом простран-
стве, ритмике и траектории продолжающегося чувственного процесса. В целом из-
за слияния чувств субъект наряду со сравнительно простыми чувствами,
отвечающими отдельным стимулам, располагает каждую секунду чувственными
эквивалентами слож^-ных стимульных комплексов, а также чувственной картиной
развития ситуации.
В. Вундт формулирует несколько общих принципов слияния чувств. Принцип
«ценности целого» ут~ верждает, что сложное чувство — это всегда новое
210
qyscTBO, содержащее качество, которое не повторяет полностью качества его
составляющих. Соединение чувств не является механическим, так как при этом
они видоизменяют друг друга и видоизменяются под влиянием образующегося из
них «цельного» чувства. Одно из возможных последствий возникновения нового
качества сложных чувств обозначено в виде «принципа усиления ценности чувств
при их сложении». В сложном чувстве некоторые его составляющие могут
господствовать и оказывать наибольшее влияние на его качество, причем это не
обязательно самые интенсивные чувства; они могут выделяться, например,
благодаря контрасту к другим составляющим («принцип градации элементов»).
Впечатление от дизайна, модели одежды или архитектурного решения может
портиться или, наоборот, удачно акцентироваться какой-нибудь единственной
деталью.
Конечно, эти отвлеченные принципы охватывают только небольшую часть
реального разнообразия процессов слияния чувств. Наряду с универсальными
Hosted by uCoz