мыслей о невыполненном в этот вечер важном деле и т. п. Подобный более или
менее сложный, но непременно динамичный чувственный процесс сопровождает
любую другую деятельность человека.
Конечно, многие переживаемые чувства даже относительно высоких порядков не
рефлексируются субъектом: «...Отдельные простые чувства в общем или совсем
перестают различаться как отдельные составные части сознания и только вносят
свою долю в своеобразную эмоциональную окраску последнего, или по крайней
мере отступают на задний план по сравнению с совокупным впечатлением» (Т. 2.
С. 421) Чувство от музыкального сопровождения спектакля или тем более вклад в
него игры отдельного инструмента могут вообще быть не замеченными челове-
ком, поглощенным развитием сюжета, но тем не менее 'внести свою,
предусмотренную постановщиками, долю в динамику эстетических переживаний.
Профессионалом же такое чувство может отчетливо выделяться и осознаваться.
Осознанность чувств связана с 'направленностью апперцепции, рефлексирующего
внимания.
Следует подчеркнуть, что происходит как пространственная суммация
одновременно переживаемых чувств, так и временная суммация 'переживаний,
сче-дующих друг за другом или разделенных некоторым промежутком времени.
Первому случаю соответствует возникновение чувств, например, при восприятии
музыкального аккорда, беглом взгляде на пейзаж или человека, второму при
восприятии мелодии, спортивного матча, разговора и т. п. Временная суммация
свидетельствует о том, что возникающие чувства некоторое время сохраняются,
позволяя индивиду иметь впечатление о его движении в гедоническом простран-
стве, ритмике и траектории продолжающегося чувственного процесса. В целом из-
за слияния чувств субъект наряду со сравнительно простыми чувствами,
отвечающими отдельным стимулам, располагает каждую секунду чувственными
эквивалентами слож^-ных стимульных комплексов, а также чувственной картиной
развития ситуации.
В. Вундт формулирует несколько общих принципов слияния чувств. Принцип
«ценности целого» ут~ верждает, что сложное чувство это всегда новое
210
qyscTBO, содержащее качество, которое не повторяет полностью качества его
составляющих. Соединение чувств не является механическим, так как при этом
они видоизменяют друг друга и видоизменяются под влиянием образующегося из
них «цельного» чувства. Одно из возможных последствий возникновения нового
качества сложных чувств обозначено в виде «принципа усиления ценности чувств
при их сложении». В сложном чувстве некоторые его составляющие могут
господствовать и оказывать наибольшее влияние на его качество, причем это не
обязательно самые интенсивные чувства; они могут выделяться, например,
благодаря контрасту к другим составляющим («принцип градации элементов»).
Впечатление от дизайна, модели одежды или архитектурного решения может
портиться или, наоборот, удачно акцентироваться какой-нибудь единственной
деталью.
Конечно, эти отвлеченные принципы охватывают только небольшую часть
реального разнообразия процессов слияния чувств. Наряду с универсальными
|