чувства сходства, ожидания и многие другие психические явления, имеющие
признаки непосредственного субъективного переживания.
Справедливости ради надо сказать, что отдельные виды такого рода чувств
достаточно интенсивно исследуются, например чувство понимания (Знаков, 1986),
чувство знания (Carroll, Buss, 1988; Schacter,' Worling, 1985; Scholnick, Wing,
1988), однако в этих исследованиях они обычно рассматриваются в когнитивном
аспекте как результат и составная часть познавательной активности, но не со
стороны их особой 'природыкак формы 'переживания³. Между тем
феноменологически, в аспекте структурной локализации, такого рода чувства
обнаруживаются как нечто, добавляющееся к отражаемому содержанию, что про-
тивопоставляет их этому содержанию и сближает с эмоциональными
переживаниями: один и тот же предмет может переживаться как 'приятный,
скучный, желательный, но вместе с тем и как реально существующий, знакомый,
находящийся «там», что-то напоминающий и т. 'п. Сближает эмоции и
рассматриваемые , чувства также и то, что оба явления определяются не столько
самими по себе объективными свойствами предметов, сколько отношением этих
свойств к внутренним образованиям индивида: в одном случае к потребностям,
ходу их удовлетворения, в другом, как правило, к накопленному опыту,
активности по его 'использованию. Наконец, эмоции и рассматриваемые
переживания тесно связаны функционально; это выше было показано на примере
чувства реальности.
Таким образом, непосредственный опыт как 'будто говорит о том, что наряду с
эмоциями существует множество других психических явлений, 0'бладающих
признаками переживания. Но что в таком случае объединяет и различает эти
'разновидности переживания, .какие возможны дальнейшие характеризующие его
дифференциации? Актуальность разработки вопросов о столь интимных и
существенных особенностях психического не нуждается, по-видимому, в ар-
гументации.
«Гедоническое пространство» и проблема пережи-
3
Так рассматривались, например, переживания отношений
в
Вюрцбургской школе.
222
рания. Определенную интерпретацию проблема переживания 'получает в свете
трехмерной концепции чувств В. Вундта. Если учесть расширенную трактовку 'в
этой концепции сферы эмоционального, тот факт, что чувства характеризуются в
ней как «субъективный элемент душевной жизни» (Т. 3. С. 125), сопровождают
всякий акт отражения и образуют отдельный пласт психического ее можно
рассматривать как концепцию не столько эмоций, сколько субъективного
переживания. Согласно этой концепции эмоциональные переживания
удовольствия-неудовольствия представляют собой один из возможных (но не обя-
зательных) компонентов субъективного переживания,. а традиционные эмоции
типа радости, стыда, гневя определенные фор'мы развития субъективного пере-
живания во времени.
Развитие этих взглядов способно привести к коренному изменению представлений
о принципиальном строении психического. Так, из них следует вывод о
двуплановости субъективного образа, о том, что всякое содержание получает в
|