Navigation bar
  Print document Start Previous page
 218 of 283 
Next page End  

бенно отчетливо наблюдается в упоминавшихся случаях, 'когда этот процесс как
бы застревает и 'мы переживаем чувство, указывающее, что с чем-то n'o. добным
мы уже сталкивались, но неспособны восстановить, 'с чем именно
5
. Связывая в
«потоке сознания» отдельные образы 'и идеи, чувства обнаруживают себя,
согласно В. Вундту, в качестве механизма ассоциаций. В более развернутом
описании это 'проявляется в том, что «...при непосредственных чувственных
представлениях входящие в них элементы чувства обыкновенно следуют за
объективным впечатлением между тем как при воспроизведенных представлениях
наоборот — они со столь же 'правильной закономерностью идут впереди» (Т. 3. С.
132).
В-третьих, 'чувства-переживания 'представляют собой первую фазу развития
активных эмоциональных реакций, или аффектов (являясь вместе с тем «ма-
териалом» для такого развития), а та'кже возникающих из аффектов волевых
'побуждений и итоговых внешних действий, иначе говоря—участвуют в осу-
ществлении процессов, которые в современной 'психологии называются
мотивационными; данное функциональное проявление чувств, а также его
критическая оценка изложены в предыдущей главе.
Таким образом, концепция В. Вундта помогает узаконить и локализовать в
системе психического разнообразие субъективных переживаний не только
категориально и в структурном отношении, но и функционально, изображая их
участвующими в центральных, 'базовых психических процессах. Конечно, эти
представления нуждаются в модернизации и не могут быть заимствованы
безоговорочно; однако 'важно отметить, что, нуждаясь в доработке, они
допускают ее. Как отмечалось, в трехмерной концепции чувств явно недостаточно
отражена внутренняя активность субъекта, ее зависимость от потребностей, а
также онтогенетическое развитие чувств. Едва ли можно сомневаться в том, что
при усвоении новых навыков, знаний, умений, происходит своеобразное сокраще-
ние, свертывание переживаний, складываются чувства более высоких порядков
обобщения, исчезает пере-
5
Этот феномен обыгран в рассказе А. П. Чехова «Лот³' диная фамилия».
226
д<явание напряжения и т. п. Именно учет моментов, де принятых во внимание в
обсуждаемой концепции, позволяет строить предположения о более специфи-
ческих проявлениях чувств-переживаний.
Представляется, что сходное чувство, вызываемое двумя элементами опыта, —
это только одно из типичных оснований для ассоциативного возникновения об-
разов. Речь идет о случаях, которые 'можно проиллюстрировать примерами из
опытов А. Э. Мишотта;
при восприятии двух простых неравномерно двигающихся прямоугольников
испытуемые иногда давали персонифицированные интерпретации: «А подошел к
В, затем они поссорились и В удалился прочь», «Это похоже на кошку,
'подкрадывающуюся к мыши, внезапно 'прыгающую и ее схватывающую»
(Michotte, 1968. Р. 265). Что еще, если не сходство чувств, лежит в основе такого
рода ассоциаций?
Другой типичной основой для ассоциативного возникновения образов служат
Hosted by uCoz