Navigation bar
  Print document Start Previous page
 220 of 283 
Next page End  

щие чувства, сложившиеся на основе слияния как симультанных, так и
сукцессивных переживаний. Актуализация общего сукцесоивного чувства
вооружает субъекта представлением о возможном чувственном развитии ситуации
или отдельных ее элементов. Так шум от вытираемых за дверью ног «запускает» у
со^ баки комплекс открывающейся двери и появляющегося хозяина, конфета у
ребенка — кинестетический комплекс ее развертывания, первые аккорды туша —
весь чувственный рисунок его звукового развития и т. п. Показательно, что
обладать картиной чувственного развития можно и не имея соответствующего ей
четкого когнитивного представления. Когда мы пытаемся пропеть недостаточно
хорошо освоенную мелодию, именно чувства позволяют ловить себя на фальши;
мы помним чувство, а не последовательность звуковысотного движения, которую
не удается воспроизвести.
Таким образом, значение слияния чувств не исчерпывается структурированием
отражаемого содержания в данной ситуации и распространяется на будущее.
Сложившиеся чувственные комплексы откладываются в опыте, обеспечивая
приспособительные эффекты, значение которых трудно переощенить. Опытный
субъект, воспринимая ситуацию, чувственно переживает значительно больше, чем
непосредственно ему открывается стимуляцией. По эпизодическим обрывкам
частных чувств он способен 'восстановить ту чувственную картину, которую
могла бы вызвать стимуляция, в данный момент скрытая и на него не
действующая; по первым признакам некоторого разворачивающегося события он
способен с предвосхищением пережить всю чувственную «мелодию» этого
события. Иначе говоря, в переживаниях-чувствах, а через них и в
объективизированных представлениях ему на основе наличной стимуляции
открывается его опыт, имеющий к ней отношение.
Особенно важно подчеркнуть, что из-за амодаль-ности сферы переживаний
чувственное ожидание изменения стимуляции имеет возможность связываться в
ней в единый комплекс с чувственной картиной тех активных действий индивида
(двигательных—повернуть, толкнуть и т. д., или умственных — сложить,
отвлечься, обобщить ), которые являются условием
228
преобразования стимуляции. Образ воспринимаемой коробки спичек и чувственно
предвосхищаемый образ зажженной спички в руке связаны сложнейшей чув-
ственной «мелодией», сформированной зрительной и проприоцептивной
стимуляцией и в сжатом виде открывающей субъекту то, как именно можно взять
коробку в руки, открыть ее, схватить двумя пальцами спичку и т. д. У ребенка, не
овладевшего данным навыком, предвосхищающий чувственный процесс будет
иным: спички—это то, что в руках взрослого после специфических действий
(именно «таких» действий, со своей чувственной «мелодией») может превратиться
в нечто, движущееся и светящееся, ни на что больше не похожее и очень
интересное. Подобным образом отличаются предвосхищающие переживания при
восприятии музыки слушателем и музыкантом-исполнителем, у которого переход
от воспринимаемого 'к ожидаемому впечатлению опосредствован чувственной
картиной определенного движения пальцами, губами и т. п Достаточно очевидно,
что в организации психического должна быть инстанция, в которой могли бы
Hosted by uCoz