делится ими с близкими людьми, то эти проявления внутренней жизни имеют
все признаки внешней дея тельности. Таким образом, потенциальные мотивы не
только обнаруживают принципиальную готовность стать ак туальными, но
оплошь и рядом становятся таковыми, побуждая человека чем-то в общении
поделиться, с одним согласиться, похвалить, другое опротесто вать,
высказать возмущение. В этом отношении весь ма показательным является
специфический вид сим волической деятельности человека, служащей имен но
экстериоризации его ценностей и идеалов. Речь идет, например, о различных
формах чествования юбилейных дат, организованных и спонтанных демон
страциях, ритуалах почитания символов, имеющих общепризнанное или
индивидуальное значение, и т. п. Такого рода деятельность побуждается, как пра
вило, не прагматической мотивацией, а пристрастно- оценочными отношениями,
что, очевидно, свидетель ствует о необходимости их учета при анализе чело
веческой мотивации. Тезис об исключительном разнообразии круга мо-
тивационно значимых явлений нуждается в уточне нии еще с одной стороныв
свете факта взаимо связанности этих явлений и соответственно их зна чений для
человека. Даже поверхностное ознакомление с феноменоло гией обнаруживает,
что мотивационное значение мно гих предметов взаимообусловлено или
соподчинено: материалы, инструменты, знания, помощь других людей нужны
человеку не сами по себе, а для того, например, чтобы построить дом, который в
свою оче редь нужен для того, чтобы в нем удобно жить, и т. п.
5
Из такого рода
фактов, демонстрирующих иерархическую соподчиненность мотивационных зна-
чений, следует естественный вывод о необходимости различения, с одной
стороны, абсолютно, независи-
5
«Если все известные ценности распределить по степени их значимости для
человечества, его существования и прогрессивного развития, то получится
классификация в виде своеобразной иерархии ценностей, подчиненной
принципу субординации, где каждая ценность по отношению к вышестоящей
ценности играет роль средства, или условия, или вытекающего из нее следствия»
(Анисимов, 1970. С. 22).
28
мо, «само по себе» значимых явлений, выступающих в качестве конечных целей
деятельности, с другой таких, которые имеют лишь временное, ситуативное,
инструментальное значение и выступают в качестве средств, условий,
промежуточных целей деятельности. Такое различение отчетливо проводится
в концепции А. Н. Леонтьева (1972, 1975), в которой мотивами называются
только конечные цели деятельности, т. е. только такие результаты и предметы,
которые имеют независимое мотивационное значение. То значение, которое
временно приобретают самые разнообразные обстоятельства, определяющие
возможность достижения мотивов и выступающие, в частности, в качестве
промежуточных целей, в данной концепции получило название смысла, а процесс,
в результате которого мотивы как бы одалживают свое значение этим
обстоятельствам,процесса смыслообразова-ния. Таким образом, теория А. Н.
Леонтьева содержит тезис о всеобщей мотивационной значимости явлений
(поскольку трудно вообразить предмет, не представляющий для человека
|