Navigation bar
  Print document Start Previous page
 23 of 283 
Next page End  

  делится ими с близкими людьми, то эти проявления  внутренней жизни имеют
все признаки внешней дея тельности.     Таким образом, потенциальные мотивы не
только  обнаруживают  принципиальную готовность стать ак туальными, но
оплошь и рядом становятся таковыми,  побуждая человека чем-то в общении 
поделиться, с  одним — согласиться, похвалить, другое — опротесто вать,
высказать возмущение. В этом отношении весь ма показательным является
специфический вид сим волической деятельности человека, служащей имен но
экстериоризации его ценностей и идеалов. Речь  идет, например, о различных 
формах  чествования  юбилейных дат, организованных и спонтанных демон
страциях, ритуалах почитания символов, имеющих  общепризнанное или
индивидуальное значение, и т. п.  Такого рода деятельность побуждается,  как  пра
вило, не прагматической мотивацией, а пристрастно- оценочными отношениями,
что, очевидно, свидетель ствует о необходимости их учета при анализе чело
веческой мотивации.    Тезис об исключительном разнообразии круга мо-
тивационно значимых явлений  нуждается в уточне нии еще с  одной стороны—в  
свете факта взаимо связанности этих явлений и соответственно их зна чений для
человека.    Даже  поверхностное ознакомление с феноменоло гией обнаруживает,
что мотивационное значение мно гих предметов взаимообусловлено или
соподчинено:  материалы, инструменты, знания,  помощь  других  людей нужны
человеку не сами по себе, а для того,  например, чтобы построить дом, который в
свою оче редь нужен для  того, чтобы в нем  удобно жить,  и т. п.
5
Из такого рода
фактов, демонстрирующих  иерархическую соподчиненность мотивационных зна-
чений, следует естественный вывод о необходимости  различения, с одной
стороны, абсолютно, независи-
   
5
«Если все  известные ценности  распределить по  степени их значимости  для
человечества, его существования и прогрессивного развития, то получится
классификация  в  виде своеобразной  иерархии ценностей, подчиненной 
принципу  субординации, где каждая  ценность по  отношению  к вышестоящей 
ценности играет роль средства, или условия, или вытекающего  из нее следствия»
(Анисимов, 1970. С. 22).
                            28
мо, «само по себе» значимых явлений, выступающих в качестве конечных целей
деятельности, с другой— таких, которые имеют лишь  временное, ситуативное,
инструментальное значение и выступают в  качестве средств, условий,
промежуточных   целей  деятельности.    Такое различение отчетливо проводится
в концепции А. Н. Леонтьева (1972, 1975), в которой мотивами  называются
только конечные цели деятельности, т. е. только такие результаты и предметы,
которые имеют  независимое мотивационное значение. То значение, которое
временно приобретают самые  разнообразные обстоятельства, определяющие
возможность достижения мотивов  и выступающие, в частности, в качестве
промежуточных целей, в данной концепции получило название смысла, а процесс,
в результате которого мотивы как бы  одалживают  свое значение этим 
обстоятельствам,—процесса смыслообразова-ния. Таким образом, теория А. Н.
Леонтьева содержит тезис о всеобщей мотивационной значимости явлений
(поскольку  трудно вообразить предмет, не представляющий  для человека
Hosted by uCoz