ляется, например, в том, что при увеличении расстояния между общающимися
человек, чтобы компенсировать потерю интимности, начинает более часто и
продолжительно заглядывать партнеру в глаза, при переходе разговора на
личностную темув глаза для уменьшения общей интимности, смотрит реже
может отступить шаг назад, несколько отвернуть голову или тело и т. п.
Показательно, что такого рода тонкие регулятивные процессы обычно сознанием
не контролируются, а когда его достигают, то в виде итогового переживания
комфорта-дискомфорта, ориентируясь на которое человек предпринимает ком-
пенсирующие действия. Здесь уместно вспомнить, что определенное расстояние
(«индивидуальную дистанцию») сохраняют при внутривидовом общении и многие
виды животных (Дьюсбери, 1981. С. 116).
Итак, тезис о возможной опосредствованности возникновения мотивационных
отношений переживаниями, которые перед тем, как актуализировать мотивацию,
иногда проходят фазу сложного взаимодействия и развития, иллюстрируется
достаточно разнообразными примерами. И даже если интерпретация, данная
отдельным примерам, была несколько натянута, в совокупности они, как
представляется, этот тезис поддерживают.
Конечно, данный тезис не исчерпывает всей проблематики отношения между
субъективными переживаниями и мотивацией. Так, наряду с актуализацией
переживаниями мотивации существует обратный процесс влияния мотивации
через актуализированные эмоции на развитие переживаний. Вспомним, что со-
гласно В. Вундту возникновение эмоции направляет развитие переживаний-чувств
по определенному руслу, что отражено в его определении аффекта как формы
течения чувств. Поскольку чувства способствуют возникновению связанных с
ними представлений, эмоции-аффекты, обеспечивая их развитие в определенном
направлении, вместе с тем влияют на поток возникающих у человека образов и
мыслей
8
.
8
«Испуг, удивление, сильная радость, гнев сходны в том, что все представления
исчезают, кроме того одного, которое является носителем чувства и совершенно
заполняет всю душу-...После первой задержки происходит наплыв множества
представлений, которые находятся в связи с впечатлением, вызвав-
340
j( сожалению, возможность разработки данного вопроса при современном уровне
развития психологии незначительна.
Особого выделения заслуживает вопрос об отношении цубъективных
переживаний и феномена эмоционального переключения. При обсуждении этого
феномена в данной работе неоднократно утверждалось, что эмоциональное
переключение происходит по отражаемым познавательным связям. Но что пред-
ставляет собой познавательная связь? Ведь она если и кажется понятным
явлением, то только при поверхностном взгляде. Если мы видим человека,
взявшегося за ручку двери, а затем открывающуюся перед ним дверь, то не только
эти два события воспринимаются нами в качестве связанных, но и ряд других, не
данных в восприятии: нам нетрудно представить,
К?''" " 'I W:"
т;
'¹"' "'УЧУЩ ^.'"'"ОТ^Г'?
7
"nf'rpw ОЬПТ.ЯГОР ППН-
пг
пт нг пс от пг ч с п." ю. HI
|