рой из них Кроме того, поскольку жизненные планы имеют различную степень
детализации, мотивы (как и другие мотивационные образования) различаются
мерой конкретности обобщенности Твердое намерение «не прожить жизнь
напрасно» является мотивом уже тогда, когда человек, не находя подходящих
условий для его достижения, активно их ищет В процессе постэпенной
конкретизации обобщенных мотивов происходит дальнейшее переплетение
потребностей, так как в конкретных мотивах могут найти воплощение ряд более
общих
Конкретные мотивы в результате активности субъекта по составлению программы
их достижения, т е их «когнитивной разработки» (Ж Р Нюттен) в от ношении
условий, этапов, промежуточных целей бу дущей деятельности, приобретают
черты мотивацион-ной системы Дело в том, что наиболее важные мо менты
программы приобретают в результате эмоцио нального переключения
относительно автономное мо тивационное значение, так что в целом мотив начи
нает проявляться как комплекс взаимосвязанных мо тивационных отношений
Естественно, что по мере вы полнения деятельности реально побуждающая ее мо
тивационная система претерпевает изменения Так человек может повышенно и
даже иррационально бояться повторения ошибки, из-за которой однажды
сорвались его важные планы, такая боязнь способна войти в состав
мотивационной системы, определяя деятельность совместно с достигаемой целью
дег ствня становятся более осторожными и т д
. Санкционированность личностных мотивов может иметь условный характер,
связывая жизненные цели с теми или иными обстоятельствами, неясными в дан
ный момент (если удастся убедить коллег, получить помющь и т п ) Такого рода
условные мотивы составляют часть потенциальной мотивации важней шей
характеристики мотивационной сферы, опреде ляющей варианты жизни человека
при изменении ее условий В широком смысле к потенциальной моти вации
относятся практически все составляющие мо тивационното поля, так как при
специфическом стечении обстоятельств они могут побудить поступки человека
или повлиять на них
В заключение обобщенного описания мотивацион-
256
ной сферы человека следует подчеркнуть, что она находится в постоянном
движении и развитии в онтогенезе происходит постоянное доопредмечивание и
переопредмечивание базовых потребностей, которые под влиянием
опосредствующего их опыта и специальных воспитательных воздействий
разворачиваются в сложную, изменчивую и взаимодействующую организацию
мотивационных систем, в ситуативном развитии мотивации происходит
постоянное развора-чивание в динамическое субъективное мотивацион-ное поле
порождаемых этими системами оценок и побуждений, в развитии мотивации
личности субъект находится в постоянном поиске оптимальных решений (если не
стратегических, то тактических) в мо-тивационном поле будущего, его решения
формируют мотивационные системы, которые в мотивацион-ном поле настоящего
непосредственным побуждениям противопоставляют особый слой мотивации дол-
женствования Направленность поведения человека в каждый момент определяется
|