перечень поводов, способных возбудить два последних переживания, приводит
Д. Юм: «Всякое ценное ду шевное качество, относится ли оно к области вообра
жения, рассудка, памяти или темперамента, напри мер: остроумие, здравый
смысл, образованность, му жество, справедливость, честность, является причиной
гордости; противоположные же свойства являются причиной униженности. Но
эти аффекты не ограничи ваются духом, а распространяются и на тело. Человек
может гордиться своей красотой, силой, ловкостью, привлекательной
наружностью, умением танцевать, ездить верхом или фехтовать, своим
искусством в ре меслах или ручном труде. Но и это еще не все... На ша родина,
семья, наши дети, родственники, наше бо гатство, наши дома, сады, лошади,
собаки, платье все это может стать причиной как гордости, так и
униженности» (1966. С. 407). Представляется, что уже одна эта цитата, касаю
щаяся возникновения двух специфических эмоцио нальных отношений, признает
большее значение эмо ционального переключения в жизни человека, чем мно- '
гие, вместе взятые, современные концепции эмоций. Однако механизм
эмоционального переключения обе спечивает возникновение не только отдельных
эмо циональных отношений, но и, вместе с другими зако номерностями динамики
эмоций, дальнейшее их раз витие в ситуации. Рассмотрим эмоциональные явле
ния, развивающиеся, согласно Б. Спинозе, из аффекта любви. Человек,
испытывающий любовь, сопереживает аф фекты любимого лица: «Кто
воображает, что предмет его любви получил удовольствие или неудовольствие,
тот и сам также будет чувствовать удовольствие или неудовольствие, и каждый из
этих аффектов будет в любящем тем больше или меньше, чем больше или
меньше он в любимом предмете» (1957. С. 473). Вследствие переключения
такой сопереживаемой эмо ции любовь может распространиться на третье лицо:
того, кого мы воспринимаем в качестве причины, до ставившей предмету нашей
любви удовольствие, мы станем тоже любить, а того, кто причиняет ему не-
удовольствие, мы станем ненавидеть. На основе этих же законов эмоциональный
процесс может получить дальнейшее продолжение. Так, в от-
90
ношении лица, ненавидимого из-за того, что он причинил любимому нами лицу
страдание, могут развиваться подобные процессы сопереживания и последующего
переключения, только с противоположным эмоциональным знаком: «Если мы
воображаем, что кто-либо причиняет удовольствие предмету, который мы
ненавидим, то мы будем и его ненавидеть. Наоборот, если мы воображаем, что он
причиняет этому предмету неудовольствие, мы будем любить его» (С. 475).
Любовь порождает также ряд желаний, рассматриваемых в учении Б. Спинозы в
качестве одного из трех «первоначальных или главных» видов аффекта
9
. Мы
желаем предмет своей любви «иметь налицо и сохранять», доставлять ему
всякого рода удовольствия, «... и наоборот, отрицать все то, что, по нашему
воображению, причиняет нам или любимому нами предмету неудовольствие»
(С. 476). Любовь порождает также желание взаимности, которое, будучи не-
удовлетворенным, вызывает неудовольствие. Такое неудовольствие, как и всякое
другое, способно переключиться на свою причину, если, конечно, человек такую
находит. Ее он может усмотреть как в самом себе, считая, что его не любят по его
|