Navigation bar
  Print document Start Previous page
 85 of 283 
Next page End  

      Однако только любовь, причина которой усматри  вается в самом любящем,
вызывает ответное отноше  ние. Если же любимый человек считает, что такой при 
чиной является он сам или кто-либо третий, то эмоци  ональный процесс
завершается возникновением отно  шения, направленного именно на эту причину:
«Если   он будет думать, что подал справедливый повод для   любви, то будет
гордиться... и это... случается чаще»   (С. 489). Совершенно также, если нас кто-то
ненави  дит, причем мы считаем, „что сами виноваты в таком   отношении к нам и
вполне его заслуживаем, вместо   ответной ненависти у нас возникает стыд—
эмоцио  нальное переживание, направленное на нас самих и   представляющее  
«неудовольствие, сопровождаемое   идеей какого-либо нашего действия, которое
другие,   по нашему воображению, порицают» (С. 515). Однако   это, как отмечает
Б. Спиноза, случается редко.     Как показывает  воспроизведенный фрагмент, по 
динамичности, дифференцированности эмоциональной  жизни, ее соответствию
реальной феноменологии уче ние Б. Спинозы  значительно превосходит современ
ные  концепции. В этом отношении оно  несомненно  заслуживает оценки Л.  С.
Выготского, который ут верждал, что «Спиноза поэтому самым тесным обра зом
связан с самой насущной, самой острой злобой  дня современной психологии
эмоций», что «проблемы  Спинозы в  нерешенном  виде ждут своего решения» 
(1970. С. 130). Одно из достоинств учения, определя ющих его жизненную
реальность,—надлежащее  отра жение в нем процесса эмоционального
переключения.
Ведущие и производные {ситуативные) эмоции
   В  1976 г. мною была изложена концепция, восстанавливающая  забытые  идеи
учений прошлого на базисе представления об эмоциях как о  субъективной форме 
существования мотивации, согласно которому эмоциональные  переживания
являются единственным представителем мотивационных процессов на уровне
психического отражения, той системой сигналов, которой потребности
открываются субъекту, указывая на соответствующие им  предметы и
воздействия. Главный шаг в теоретическом .закреплении феномена эмо-
                              92
„дуального переключения  состоял в предложении оазличать ведущие эмоции,
направленные  на непосредственно мотивационно значимые явления и воз-
никающие  при их  восприятии  или представлении, и производные эмоции,
развивающиеся  из. ведущих по мере выяснения важных для  этих явлений связей
и условий в конкретной ситуации.    Идея  данного  классификационного
различения, производимого на функциональном  основании и поэтому
отражающего принципиальное строение мотива-ционной сферы,  имеет свою
предысторию  развития, свидетельствующую о том, что  потеря современной
психологией злободневных, по свидетельству Л. С. Выготского, представлений о
взаимосвязанности эмоций происходила постепенно. Познакомимся на историче-
ском  материале с существенными  моментами  этой идеи.    История
функциональной  классификации эмоций. Как  упоминалось,  взаимосвязанное
возникновение эмоций отражено в концепциях Э. Клапареда (Clapa-rede, 1928) и
У.  Макдауголла  (1984; McDougall, 1923). При отвлечении от терминологической
путаницы, создаваемой тем, что в одной из них чувствами обозначено то, что в
Hosted by uCoz