Navigation bar
  Print document Start Previous page
 99 of 283 
Next page End  

   личается относительной .автономностью от намерений   субъекта и
способностью формировать альтернатив  ные побуждения. Обычно  это
наблюдается при дей  ствии сильных ведущих побуждений или в неожидан  ных,
непредвиденных субъектом ситуациях, при его   затруднениях в поиске
адекватного из них выхода.   Специфические мотивационные системы в таких слу 
чаях как бы перехватывают инициативу и пытаются   навязать субъекту то или
иное разрешение ситуации,   которое, в противоположность предыдущему, может  
быть названо эмоциональным.     Способность специфических механизмов
мотивации   навязывать человеку определенные поступки связана   с
включенностью в цепи развивающихся производных   эмоций побуждающих  
переживаний. Такие  эмоции,   как страх, гнев, стыд, зависть, ревность,
восхищение,   благодарность, уважение, симпатия, не представляют   собой сугубо
оценочных состояний, из них следуют   определенные, иногда очень сильные
желания. А по скольку желание суть «не что иное, как самое стрем ление
действовать» (Спиноза, 1957. С. 570), возникаю щие производные эмоции 
побуждают человека в си туации к определенным действиям.     Каждый  пример,
когда человек испытывает неко торое желание, в то же время понимая, что
реализо вать его в данной ситуации не следует или «просто  нельзя», когда перед
ним возникает дилемма, посту пать ли так, как «хочется», или же так, как «надо», 
можно рассматривать как доказательство способности  производных эмоций к
проявлению, независимому от  планов и намерений субъекта, возможности  парал
лельного развития им санкционированной и несанк ционированной ситуативной
мотивации. Часто  раз двоенное развитие ситуативных побуждений  выра жает 
противоречие  между  дальней   мотивацией,  поддерживаемой и  развиваемой
субъектом, и непо средственными эмоциональными  реакциями  на  си туацию.   
Слова «разрешение  ситуации» в случае автоном ного развития производных
эмоций не следует пони мать буквально. Разрешает ситуацию действие, реально
выполненное  субъектом, а не желание — «самое стремление действовать».
Производные эмоции в данном случае предлагают субъекту всего лишь свой ва-
                             106
риант такого разрешения, с которым он имеет возможность и не согласиться.   
Однако сохранение субъектом  общего  контроля над выходом  производных
эмоций в действие не означает их полного отстранения от поведения. Даже когда
в случае упомянутой дилеммы человек принимает  решение поступать по 
предписаниям «надо», разнообразные «хотелось бы» продолжают существовать
как психические феномены, определяя содержание внутренней  жизни, ибо 
подчинить разумному решению  течение мысли  значительно труднее, чем
внешнее поведение. Воздерживаясь от побуждаемого эмоцией поступка, человек
тем не менее может оказаться не способным устоять перед натиском замещающих 
грез и  размышлений, отвлекающих  его от выполняемой  деятельности и
снижающих ее продуктивность.    Проблема  всевозможных последствий и
эффектов данного, отвлекающего влияния производных эмоций на деятельность
получила в современной психологической литературе стихийное обособление и
обсуждается под названием стресса (Вилюнас, Овчинникова, 1972; Китаев-Смык,
1983; Леви,  1970; Appley, Trumbull, 1967).    Третий  случай развития 
Hosted by uCoz