щих с неба; мальчик в одежде, сотканной из золотистых и
светящихся округлостей; странник в звездных просторах;
тело, которое вначале взошло подобно Солнцу, а затем, в
результате развития целой серии видений, превратилось в
мандалу. Я вспоминаю также картину, показанную мне в
1919 году: внизу город, расположенный вдоль берега моря
и похожий на обычный современный порт с кораблями,
заводскими трубами, укреплениями, пушками и солдатами;
выше толстый слой облаков; еще выше нечто вроде
вращающегося и светящегося диска, разделенного на четыре
равные части «греческим» крестом красного цвета. Здесь
уже видны два мира, разделенные слоем облаков и не
вступающие в соприкосновение друг с другом.
Рассказы о НЛО начали интересовать меня сразу после
своего появления, ибо я понял, что по своей природе они,
по всей видимости, являются символическими слухами;
поэтому с 1947 года я собираю все доступные мне публи-
кации на их счет. Эти рассказы, как мне всегда казалось,
имеют много общего с символикой мандалы, о которой я
впервые написал в 1929 году в работе «Тайна золотого
цветка» (совместно с Рихардом Вильгельмом)¹. Конечно,
хотелось бы предоставить показаниям добросовестных оче-
видцев и радаров «преимущество сомнения»², но при всем
том следует подчеркнуть несомненное родство между фе-
номеном НЛО и отдельными психическими и психологи-
ческими предпосылками, которыми нельзя пренебрегать
при оценке и интерпретации наблюдений. В результате та-
кого сближения удается объяснить феномен с психологи-
ческой точки зрения; он предстает как психическая ком-
пенсация коллективной тревоги, переполняющей умы и
сердца. Но значение молвы не исчерпывается ее ролью
симптома, объяснимого на основе причинных связей; «ле-
тающие тарелки» претендуют на ценность и значимость
живого символа, то есть действенного динамического фак-
тора, который в силу всеобщего незнания и непонимания
способен проявить себя только через посредство визионер-
ских слухов.
1)
С. G. Jung, R. Wilhelm. Das Geheimnis der goldenen Blute. Ein chinesisches
Lebensbuch. - Munchen, Dorn, 1929.
2)
Имеется в виду юридический принцип, согласно которому любое со
мнение толкуется в пользу обвиняемого.
Как показывает опыт, архетипическая конструкция
всегда содержит в себе элемент нуминозности; в данном
случае этот элемент детерминирует не только широкую
распространенность слуха и богатство его содержания, но
и его удивительную устойчивость. Нуминозный характер
этого комплекса представлений вызывает потребность в
тщательном исследовании и заставляет глубоко задуматься
над тем, что означает подобный слух для нашего времени
и какие процессы вызревают ныне в сфере бессознатель-
ного современного человека: ведь задолго до рождения
Афины Паллады в полном вооружении из головы Зевса,
Всеобщего Отца, ее появление было предугадано и подго-
товлено вещими снами, снабжавшими сознание наброска-
ми и эскизами. Степень нашего понимания определит: су-
меем ли мы способствовать благотворным проявлениям,
которые должны дать о себе знать в будущем, или, в силу
свойственных нам предубеждений, узости мысли и неве-
жества, мы вытесним их и в результате трансформируем
благотворное воздействие в его противоположность, в эф-
фекты отравления и разрушения.
Здесь я ожидаю от читателя вопроса, бесчисленное ко-
личество раз слышанного мною от больных: какую пользу
способна принести компенсация, которая в силу своей сим-
волической формы не может быть воспринята сознанием?
Оставляя в стороне случаи впрочем, не столь уж редкие,
когда смысл сновидения удается понять после сравни-
тельно небольшого умственного усилия, мы можем утвер-
ждать, что компенсация, как правило, остается непонятой
с первого взгляда и легко может пройти незамеченной.
Язык сферы бессознательного чрезвычайно далек от интен-
циональной ясности, свойственной языку сознания: ведь он
образуется в результате конденсации многочисленных, ча-
сто подпороговых элементов, родственные связи которых с
психическим содержимым сознания остаются незамечен-
ными. Эти элементы не принимают форму целенаправлен-
ного суждения; они инстинктивно следуют архаическим
«образцам», которые в силу своего мифического характера
не различаются и не распознаются разумом. Реакция бес-
сознательного это проявление природы, не заботящейся
о том, чтобы благодетельствовать человеческой личности
|