Рис. 4: Картина Ива Танги (без названия)
ному методу: я показал эту картину множеству самых раз-
ных людей, то есть осуществил нечто вроде теста Рорша-
ха¹. Большинство опрошенных восприняло черно-белый
фон, содержащий минимум значащих деталей и максимум
абстракции, как некую поверхность. Подобное восприятие
основывается на том, что освещаемые под углом от 30 до
45 градусов центральные фигуры (их всего 5) отбрасывают
тень, которая явно падает на какую-то поверхность. Но что
представляет собой эта поверхность?
Суждения по данному вопросу оказались многообразны-
ми. Одни усмотрели здесь море, покрытое айсбергами, в
полярную ночь; другие море и ночной туман; третьи
поверхность удаленной от Солнца и пустынной планеты,
вроде Урана или Нептуна; наконец, четвертые большой
ночной город вроде Нью-Йорка или Сан-Франциско, рас-
простершийся вдоль бухты и погруженный в слабые отбле-
ски тусклого света. Большую часть зрителей приводили в
недоумение странные, расположенные словно в шахмат-
ном порядке фигуры над городом. Некоторые сразу же
усматривали в них падающие бомбы и даже особенно в
центре взрывы. Центральная фигура воспринималась
также как морское животное (актиния, полип), или как
цветок, или как демонический лик со спутанными волоса-
ми и взглядом, направленным вниз и влево, или, наконец,
как клубы дыма (или тумана) над местом большого пожа-
ра. Аналогично и другие четыре фигуры интерпретирова-
лись то как морские животные, то как дым, то как грибы
студенистой консистенции, то как дьяволоподобные рога-
тые демоны. Фигура слева в середине, своим ярким желто-
зеленым цветом контрастирующая с матовым и неопре-
деленным оттенком остальных фигур, воспринимается как
ядовитый дым, водное растение, пламя, горящий дом и т. п.
Хорошо видно, что эти фигуры отбрасывают тени на нахо-
дящуюся под ними поверхность. Признаюсь, что особенно
убедительным показалось мне сравнение с расположенным
на морском берегу ночным городом, наблюдаемым и осве-
1) Герман Роршах (Rorschach) (1884-1922) швейцарский психиатр,
|