щаемым с очень большой высоты возможно, с самолета.
Впрочем, художник был в своем время моряком и имел
много возможностей испытать впечатления подобного
рода.
Горизонт теряется за нагромождением каких-то масс,
напоминающих облака. Над ними парит нечто округлое,
испускающее слабое свечение; слева оно касается едва ос-
вещенного слоя облаков (?) в форме сигары. В центре ок-
руглого светящегося объекта как бы случайно находится
едва видимое на репродукции пятно того же цвета, что и
огонь в левой верхней части «шахматной» композиции из
пяти фигур. Ниже и чуть правее центра картины и непос-
редственно над городом (?) видно другое такое же пятно,
значительно более четкое. Тонкая линия соединяет его еще
с одним пятном сходного вида, оставляющим впечатление
продолжения пламени (?). Продолговатая форма второго
пятна ориентирована в сторону центра едва различимых
концентрических кругов, которые словно указывают на
идею вращения. Интересно, что первое из упомянутых пя-
тен (вверху, в середине) также находится в связи с анало-
гичными концентрическими кругами. К сожалению, этого
нельзя увидеть на репродукции (она слишком темная), но
на самой картине, при надлежащем освещении, связь об-
наруживается достаточно явно. На репродукции видно
лишь эллиптическое сияние вокруг желтого пятна. На
ощупь круги воспринимаются как линии, слегка выступа-
ющие над поверхностью картины; они либо были добавле-
ны позднее, либо что более вероятно были нанесены
острым инструментом. В любом случае ясно, что речь идет
о каких-то кругах; концентрическая природа конфигура-
ции, расположенной ниже остальных, особенно хорошо за-
метна.
Кажется, что соотношение всех этих деталей по ана-
логии с предыдущей картиной вызвано к жизни чистой
игрой случая. Против подобного вывода возразить вроде бы
нечего. Тем не менее при сравнительном подходе ситуация
выглядит иначе. Действительно, две почти невидимые,
смутные округлости появляются вроде бы случайно; столь
же случайно в небе оказывается нечто продолговато-сига-
рообразное, нечто светящееся и слегка вытянутое, с ма-
леньким светлым пятном, и нечто вроде линии,
связывающей вторую округлость с пламенем. Можно
было бы дать волю воображению и представить себе, что
пламя это взрыв снаряда, выпущенного со смутно
различимой округлости, которая по нынешним понятиям
может считаться НЛО: вспомним, что «тарелкам»
приписывалась тенденция вызывать пожары. В нашей
картине тарелка сеет огонь: тонкая, но явственно
видимая линия соединяет ее с пламенем.
Правда, картина вдобавок содержит целую серию более
или менее волнистых линий, пересекающих ее в горизон-
тальной плоскости; они слегка напоминают дороги или по-
лосы на поверхности земли. Связаны ли они каким-либо
образом с явлениями, обнаруживающимися на небе?
Столь многое в картине позволяет строить предположения!
В особенности это относится к тем не поддающимся
определению объемным пластическим формам, которые
вместе с пламенем образуют композицию из четырех
элементов со структурой 3+1. Что касается срединной
фигуры, ее также нелегко расшифровать. Впрочем, ясно,
что ее природа
иная, нежели у окружающих фигур;
отличие заключается в ее большей размытости,
туманности, хотя тень она отбрасывает такую же, как и
остальные фигуры.
Описание картины было бы неполным, если бы я не упо-
мянул о важном соотношении, которое можно заметить
только при ее очень внимательном изучении. Облако ци-
линдрической, как бы фаллической формы (?), располо-
женное слева вверху, словно нацелено на светящуюся ок-
руглость и едва намеченные круги; это соотношение, та-
ким образом, можно интерпретировать в сексуальном клю-
че как сожительство. Округлость испускает огонь,
аналогичный тому, который исходит от округлости в сере-
дине картины; этот последний огонь лучше виден и связан
с большим пламенем внизу слева. В свою очередь это так
называемое пламя отличается от трех других образований;
таким образом, оно может символизировать дифференци-
рованную функцию (противопоставленную трем недиффе-
ренцированным функциям), что с психологической точки
зрения указывает на основную (или, наоборот, наименее
|