Используя слово «трансцендентность», я должен напом-
нить, что я не вкладываю в него метафизического смысла,
а наделяю его статусом всего лишь «пограничного», или
«демаркационного» понятия (пользуясь языком Канта)¹.
Можно лишь очень приблизительно догадываться о том,
что лежит за порогом, обозначенным теорией познания; но
архетипы, а еще более явно числа указывают, что за
этим порогом, в темных глубинах человеческого существа,
что-то есть. По эту сторону порога числа это счет; по
ту сторону они представляют собой автономные психиче-
ские сущности, выражающие не только количественный,
но и качественный аспект вещей и находящие свое прояв-
ление в форме соотношений, которые предшествуют лю-
бым суждениям. Эти соотношения включают не только
психические феномены, поддающиеся объяснению в тер-
минах причинности символы, с которыми мы встреча-
емся в сновидениях и т. п., но и особые формы реляти-
визации времени и пространства, не обусловленные ника-
кими причинными связями. Речь здесь идет о тех
парапсихологических проявлениях, которые я объединил
в понятие «синхронность» и которые Райн подверг
статистическому исследованию. Положительные
результаты опытов Райна заставляют нас отныне
рассматривать парапсихические феномены как
неопровержимые факты.
Таким образом, мы слегка приблизились к пониманию
столь загадочного параллелизма между психическим и фи-
зическим: ведь мы теперь знаем о существовании некоего
фактора, благодаря которому преодолевается кажущаяся
несоизмеримость телесной и психической субстанций, ма-
терии сообщается определенная «психическая» способ-
ность, а психической субстанции определенная «мате-
риальность», что позволяет им воздействовать друг на дру-
га. Говорить о влиянии тела на душу это значит быть
тривиальным; ведь всем известно, что любой физический
1) В кантовской терминологии понятие «граница» указывает на возмож-
ности употребления чистого разума; находящееся по ту сторону «гра-
ницы» не является умопостигаемым и принадлежит сфере метафизи-
ки. Вспоминая данный кантовский термин, Юнг, по-видимому, имеет
в виду, что трансцендентная составляющая проблемы бессознательного
в рамках психологической науки может быть угадана и описана, но
не познана и не разрешена.
|