психологическим конфликтом, понятие диады сложной,
составной двойственности, синтеза противоположностей,
эмпирически связывается с мандалой, что явственно
выражается в видении Анджелуччи.
Центральная позиция мандалы придает этому символу
высшую эмоциональную значимость, что находит свое вы-
ражение, в частности, в стигматизации Анджелуччи. Сим-
вол Самости совпадает с образом Бога как у Николая
Кузанского, который отождествляет диаду с complexio op-
positorum, возможным только в Боге, или как в знамени-
том определении Бога: «Это круг, центр которого везде, а
окружность нигде»; с этим последним определением сов-
падает «символ водорода» у Анджелуччи. Стигмат Андже-
луччи это не христианский знак, подобный ранам Гос-
подним; это символ Самости, абсолютной целостности или,
говоря религиозным языком, Божественной целостности.
Из данного психологического контекста вытекает также
алхимическое представление о тождестве Христа и фило-
софского камня.
Символом центра часто служит глаз либо всегда от-
крытый глаз рыбы (у алхимиков), либо не знающее сна
«Божье око», либо, наконец, солнце, которое освещает все
сущее. Современной эпохе присуще непосредственное пси-
хологическое переживанию подобных символов: они явля-
ются сознанию современного человека не как озарения
внешнего порядка, но как откровения души. Я хотел бы
процитировать здесь стихотворение одной женщины, напи-
санное много лет назад и запечатлевшее ее переживание
вне какой бы то ни было связи с НЛО:
ВИДЕНИЕ
Свет ударяется в мелкие камешки
На дне глубокого синего пруда.
В колышащихся зарослях драгоценный камень
Искрится, блестит и сверкает.
Проходя мимо, я обращаю на него внимание;
Неподвижный взгляд рыбьего глаза
Притягивает мой дух и мое сердце...
Рыба прозрачна, как стекло.
|