22
23
Проблема физического существования летающих тарелок
обсуждается вот уже около десяти лет, однако ни положи-
тельного, ни отрицательного ответа пока нет несмотря на
значительный объем накопленного за это время эксперимен-
тального материала. Продолжающееся отсутствие опреде-
ленности только усиливает уверенность в том, что данное яв-
ление несомненно, отличающееся большой сложностью,
наряду с возможной физической основой содержит и прин-
ципиально важный компонент психической природы. В этом
нет ничего удивительного, поскольку речь идет о феномене,
встречающемся достаточно часто и характеризующемся
странностью, непривычностью, недоступностью познанию и
противоречивостью физической природы. Такой объект бла-
годаря своей неопределенности и даже мимолетности очень
легко может вызвать как сознательную игру воображения,
так и бессознательные видения. Первая порождает предпо-
ложения и спекуляции, а также фантастические, не соответ-
ствующие истине рассказы, тогда как вторые обеспечивают
мифологический фон, неотделимый от столь возбуждающих
наблюдений.
Таким образом, сама по себе возникает ситуация, в кото-
рой при всем желании невозможно определить имеем ли
мы дело с иллюзиями, порожденными некоторым первичным
восприятием, или наоборот, первичны сами эти фантастиче-
ские образы, рожденные в сфере бессознательного и захва-
тившие сознание, наполнив его миражами и призраками.
Материалы, с которыми мне удалось ознакомиться в течение
последнего десятилетия, свидетельствуют, что обе точки зре-
ния имеют право на существование: в одном случае явление,
принадлежащее объективному миру, то есть имеющее физи-
ческую природу, служит импульсом для возникновения ми-
фа, выступающего впредь в качестве его сопровождения; в
другом случае архетип сам порождает соответствующее ви-
дение. К этим отношениям причинности следует добавить
еще одну, третью возможность, а именно синхронное сов-
падение, не связанное с причинностью, но полное смысла¹;
1) В данной связи см. совместную работу Юнга и выдающегося физика
Вольфганга Паули: С. G. Jung, W. Pauli. Naturerklarung und Psyche.
Zurich, Rascher, 1952.
совпадения подобного рода неизменно занимают умы со
времен Гейлинкса¹, Лейбница и Шопенгауэра. Эта послед-
няя точка зрения особенно подходит к явлениям, исследуе-
мым в настоящей работе, так как они связаны с некоторыми
психическими процессами архетипической природы. Будучи
психологом, я не имею возможности квалифицированно уча-
ствовать в решении вопроса о физическом существовании ле-
тающих тарелок. Я могу лишь сосредоточиться на психоло-
гическом аспекте, который, несомненно, присущ данному
феномену; поэтому в дальнейшем я ограничусь главным об-
разом именно теми его гранями, которые имеют отношение
к психологии.
1) Арнольд Гейлинкс (Geulincx) фламандский философ (1624-1669),
приверженец концепции взаимной независимости телесной и душев-
ной субстанций, согласно которой кажущиеся случаи их взаимодей-
ствия обусловлены не природными, причинными связями, а непосред-
ственным вмешательством божественной силы.
|