Navigation bar
  Print document Start Previous page
 45 of 166 
Next page End  

Самости всегда две стороны: светлая и темная. Кстати,
именно поэтому дохристианское представление о Боге — в
том виде, в каком оно содержится в Ветхом Завете, — бес-
конечно лучше соответствует эмпирии религиозного пере-
живания, чем «высшее добро» (Summum
Bonum) христи-
анского происхождения, базирующееся на зыбкой почве
силлогизма о зле как «отсутствии добра» (privatio
boni)¹.
Даже такой благочестивый христианин, как Якоб Б¸ме², не
смог избежать этого представления (кстати, нашедшего свое
красноречивое выражение в его «Сорока вопросах о душе»).
Форма капли, присущая объекту из первого сна и ассо-
циируемая с жидкостью (разновидностью «воды»), во вто-
ром сне сменяется округлой формой; последняя наделена
способностью видеть. В соответствии с древними представ-
лениями «видеть» означало также «излучать свет». Таким
образом, увиденная во сне округлая форма способна све-
титься и вдобавок испускать обжигающий жар. Как можно
в связи с этим сном не вспомнить о невыносимом сиянии,
исходившем от лика Моисея после того, как он увидел Бо-
га?³ Как не помыслить о «вечном огне, близ которого не-
возможно находиться»? Как не воспроизвести слов Иисуса:
«Тот, кто вблизи меня, вблизи огня»?
4
.
В наши дни человек, переживший опыт подобного рода,
побежит скорее не к теологу, а к психиатру. Ко мне часто
обращались за консультацией лица, испытывающие опасе-
ние, что в их снах или видениях можно усмотреть симп-
1)
Privatio boni — центральный тезис теодицеи (учения об «оправдании
Бога») св. Фомы Аквинского (1225 или 1226-1274), восходящий к воз-
зрениям св. Августина (354-430), а через него — к позднеантичной
неоплатонической философии. Согласно этому тезису Бог как абсо-
лютное добро не может быть причастен к созданию зла; но не суще-
ствует и другого, помимо Бога, источника бытия, ответственного за все
мировое зло (на чем настаивали разнообразные еретические учения
гностического толка, с которыми полемизировали как св. Августин,
так и св. Фома). Таким образом, зло не имеет самостоятельного суще-
ствования; это лишь ущербность добра, допустимая постольку, по-
скольку она позволяет лучше оттенить добро, и в этих рамках не про-
тиворечащая мировой гармонии.
2)
Я. Б¸ме (Bohme) — немецкий протестантский мистик (1575-1624),
занимавшийся проблемой Единого, Высшего существа.
3)
См.: Исход, 34, 35.
4)
Эти слова содержатся в апокрифическом (не вошедшем в каноничес-
кий Новый Завет)  «Евангелии от Фомы» (приведены в переводе
М. К. Трофимовой).
Hosted by uCoz