в древнеегипетской мифологии: вспомним Гора, отдавшего
глаз ради излечения своего отца Осириса, ослепленного на
один глаз Сетом. В христианской иконографии мы также
встречаем глаз Бога как автономный элемент.
При исследовании порождений коллективного бессозна-
тельного все образы, имеющие безусловно мифологиче-
ский характер, следует рассматривать в их символическом
контексте. Образы коллективного бессознательного состав-
ляют язык, врожденный психической субстанции; они вы-
ражают собой ее структуру и ни в коем случае не являются
приобретением индивидуума (особенно в том, что касается
свойственной им предрасположенности к тем или иным
проявлениям). Психическая субстанция человека, несмот-
ря на такие специфические способности, как сознание и
способность к обучению, остается все-таки природным яв-
лением, во многом сходным с психической субстанцией
животных: ее фундамент состоит из врожденных инстинк-
тов, которые изначально складываются в сравнительно
четко очерченную, незыблемую до определенных пределов
форму (архетипы), детерминирующую, таким образом,
специфическую наследственность вида. Преднамерен-
ность, произвольность действий, индивидуальные разли-
чия все это позднейшие завоевания, связанные с эман-
сипацией сознания, его освобождением от чистой инстин-
ктивности. Когда речь заходит об архетипических формах,
любые попытки интерпретации, основанные на персонали-
стских соображениях, приводят к ошибкам. Напротив,
сравнительная история символов оказывается плодотвор-
ной не только в научном плане, но и потому, что с прак-
тической точки зрения она способствует углубленному по-
ниманию явлений. Использование сравнительной истории
символов я называю это амплифицирующим (усилива-
ющим) методом приводит к результату, который пона-
чалу кажется не более, чем обратным переводом на перво-
бытный язык. Так бы оно и было, если бы понимание, ко-
торого мы хотим достичь, обращаясь к сфере бессознатель-
ного, имело односторонне интеллектуальную природу;
но на деле нашей целью является глобальное понимание,
учитывающее, что помимо своего формального выражения
архетип обладает особой выразительностью духовного, бо-
жественного порядка, которая активно воздействует на
|