обращающая внимание на конкретные, даже очевидные
данности; и наоборот, когда доминирует интуиция, субъект
живет по ту сторону реальности, в гипотетическом мире
недоказуемых возможностей. Подобная эволюция психи-
ческой субстанции, конечно, способствует полезной специ-
ализации, но одновременно она приводит к достойной со-
жаления односторонности.
Именно наша односторонность заставляет нас видеть ве-
щи только под одним углом, только с одной точки зрения,
и сводить все их разнообразие к одному-единственному
принципу. В области психологии эта тенденция мышления
неизбежно чревата однобокими интерпретациями. Напри-
мер, экстравертно настроенный человек будет отстаивать
такое представление о психической субстанции, согласно
которому она целиком проистекает из окружающих воз-
действий; напротив, интроверт попытается свести психи-
ческую субстанцию к наследственным психофизическим
склонностям и к обусловленным этими склонностями ин-
теллектуальным и аффективным факторам¹. Обе точки
зрения объясняют психику механистически. Если кто-либо
попытается воздать должное обеим противопоставленным
концепциям, его непременно обвинят в обскурантизме; и
все-таки нужно учитывать обе эти точки зрения, даже если
это приведет к целой серии парадоксов.
Вот почему во имя избежания излишней множественно-
сти объяснительных принципов принято отдавать предпоч-
тение тому или иному из легко выявляемых фундамен-
тальных инстинктов, в ущерб всем остальным. Ницше в
качестве основы берет силу и стремление к завоеваниям,
тогда как Фрейд удовольствие и неспособность его до-
стичь. Ницше признает бессознательное в качестве доста-
точно важного фактора; для теории Фрейда оно становится
непременным условием, однако он не преодолевает пред-
ставления о нем как о чем-то в сущности второстепенном,
возникшем «всего лишь» в результате вытеснения. Что
1) Термины «экстраверт» и «интроверт», обозначающие, в наиболее об-
щем плане, два типа отношения человека к окружающему миру, были
введены Юнгом в его широко известной работе: С. G. Jung.
Psychologische Typen. Zurich, Rascher, 1921.
|