почему молитва должна побудить «божественного» (по-
скольку являющегося адресатом молитвы) паука вести
души «вниз», то есть на Землю, а не в небо, и «держать»
их там «крепко», ведь эти души еще не умерли, они
принадлежат живым земным существам и должны достой-
но завершить свое земное бытие, не допуская духовной ин-
фляции, которая отправит их прямо в чрево паука. Дру-
гими словами, люди не должны возносить свое «Я» на пье-
дестал, стремясь сравняться в величии с высшим сущест-
вом; они обязаны всегда сохранять сознание того, что «Я»
не единственный хозяин в доме, что оно со всех сторон
окружено тем, что мы называем бессознательным.
Впрочем, мы не знаем, чем именно бессознательное яв-
ляется в действительности. Мы знаем лишь его парадок-
сальные проявления. Наша задача познавать природу,
и нет смысла сердиться на нее за то, что она такая «слож-
ная» и неудобная. Еще недавно некоторые светила меди-
цины не хотели верить в существование бактерий, и эта
позиция врачей стала только в Германии фактической
причиной смерти двадцати тысяч молодых женщин, пав-
ших жертвами послеродовой горячки при том, что ее
вполне можно было бы избежать¹. Душевные срывы, при-
чиняемые умственной инертностью людей, которые имеют
репутацию «компетентных», не учитываются статистикой;
поэтому с легкостью делается вывод, что их не существует
вообще.
Призыв остаться внизу, на земле, вскоре парадоксаль-
ным образом сменяется просьбой: «Вознеси нас на небо».
Здесь сразу вспоминаются слова Фауста: «Тогда спустись!
Или: "Направься ввысь", / Я б мог сказать»²; следует
иметь в виду, однако, что рассказчица отделяет движение
вниз от восхождения четко выраженной смысловой цезу-
рой. Этим она показывает, что речь идет не о coincidentia
oppositorum (совмещении противоположностей), а о чере-
дующихся событиях; данное обстоятельство, несомненно,
обусловлено моральной природой происходящего процесса,
который включает в себя фазы нисхождения (катабасис) и
восхождения (анабасис). Сновидение напоминает о семи
ступенях, ведущих вниз и семи ступенях, ведущих вверх,
1)
Юнг имеет в виду открытие венгерского врача И. Ф.
Земмельвайса (Semmelweis, 1818-1865), задолго до Пастера
доказавшего инфекционную природу послеродовой горячки и
предложившего соответствующие методы лечения. Работы
Земмельвайса не были признаны при его жизни, а сам он лишился
рассудка.
2)
Слова Мефистофеля из сцены «Темная галерея» в первом акте второй
части «Фауста» Г¸те, перевод Б. Пастернака.
|