не всеблагого Бога, а низших сил. Лишь благодаря мистическому «гно-
сису» человек имеет возможность отрешиться от своей низменной (те-
лесной и душевной) природы и достичь подлинного духовного едине-
ния с Богом.
предаваться подобным инфантильным иллюзиям. Ради
верности истине она обязана признать, что неосознанность
не только не служит оправданием или извинением для чего
бы то ни было: она сама по себе является одним из самых
тяжких грехов. Человеческий суд может простить этот
грех; но это не помешает природе отомстить самым безжа-
лостным образом, ибо она карает за допущенные ошибки,
невзирая на «смягчающие обстоятельства» и не интересу-
ясь степенью осознанности проступка. Евангельская притча
о неверном управителе показывает нам, что слуга, пред-
ставивший ложный отчет, может даже заслужить похвалу
своего хозяина за «догадливость»¹; что же говорить о
том исключенном из 6-й главы Евангелия от Луки отрыв-
ке, где Христос обращается к согрешившему против Суб-
боты: «Если ты знаешь, что делаешь, ты благословен; если
же не знаешь, то ты проклят как нарушитель Закона»!
Широкое и углубленное знание бессознательного имеет
такое же значение, как и большой жизненный опыт. Бла-
годаря ему личность приумножает свои знания о жизни и
начинает более осознанно воспринимать мир и самое себя,
что не обходится без столкновений с новыми, вроде бы не-
знакомыми прежде ситуациями, требующими занятия оп-
ределенной этической позиции. Эти новые с виду ситуа-
ции, однако, присутствовали и раньше; просто их мораль-
ное и интеллектуальное восприятие было менее интенсив-
ным и строгим, и не без определенной преднамеренности
они были отодвинуты в неясную тень. Подобная умышлен-
ная «небрежность» позволяла субъекту пользоваться своего
рода «алиби» с целью избежать болезненных этических ре-
шений. Если же человек достигает более глубокого и на-
дежного знания о самом себе, ему часто приходится стал-
киваться со сложнейшими проблемами, вплоть до таких
этических конфликтов, развязки которых не найти ни в
каком законе ни в Десяти заповедях, ни где-либо еще.
Именно тогда наступает время решений этического по-
рядка: ведь простое подчинение кодифицированному «ты
не должен», «тебе нельзя» вовсе не является этическим
решением: это всего лишь акт повиновения, который при
определенных обстоятельствах может стать подходящей
1) Лука, 16.
|