шие вокруг него экстраординарные события побуждали са-
мого Бога «быть поближе к Земле». Таким образом,
бессознательное «интерпретирует» тревогу и угрозу как бо-
жественное вмешательство, выражающееся в появлении
небольших небесных тел, сходных с великим Юпитером.
Рассказчик, однако, не приходит к столь заманчивому в
данном случае сближению с НЛО; у нас нет оснований
утверждать, что он испытывал к ним какой бы то ни было
осознанный интерес, способный повлиять на выбор сим-
волов.
Несмотря на очевидную угрозу космической катастро-
фы, тревога трансформируется в настроение позитивного,
торжественного и благоговейного характера, уместного
скорее для Богоявления. Тем не менее это «Богоявление»
означает для рассказчика величайшую опасность: небес-
ные тела «ударяются о землю с громким звуком, подобно
бомбам», что соответствует его страху перед мировой вой-
ной. Удивительно, впрочем, что взрывы не вызывают ожи-
даемых сотрясений земной поверхности, да и вообще их
природа необычна. В пределах видимости они не произво-
дят никаких разрушений. Точки взрывов находятся на-
столько далеко за горизонтом, что рассказчик замечает
лишь одну вспышку. Планетоиды причиняют несравненно
меньше разрушений, чем если бы столкновения их с Зем-
лей имели место в действительности. Наиболее важным во
всем происходящем кажется страх перед третьей мировой
войной страх, который сообщает увиденным во сне со-
бытиям элемент тревоги. По-видимому, именно эта интер-
претация, а не события сами по себе, потрясает воображе-
ние рассказчика и волнует его в высшей степени. Таким
образом, вся история обретает глубоко психологическое со-
держание.
Встреча с молодой женщиной сразу же подтверждает по-
добное объяснение. Молодая женщина сохраняет самооб-
ладание и прилежно продолжает свою работу; во второй
версии она предсказывает рассказчику дату его смерти. Ее
слова настолько выразительны, что рассказчик считает
своим долгом подчеркнуть число произнесенных ею слов
восемь. Число восемь, несомненно, возникло не случай-
но: оно воспроизводит гипотетическую дату кончины, 8 но-
ября. Двойной акцент на этой цифре имеет довольно-таки
существенное значение, ибо «восемь» это удвоенное «че-
тыре», играющее в символе индивидуации мандале
почти столь же важную роль, что и сама цифра 4 (ср.
функции цифр 4 и 8 в сцене с кабирами во второй части
«Фауста»¹; см. также мою книгу: Psychologie und Alchemie,
1952, S. 218 ff.). Относительно числа одиннадцать у рас-
сказчика не возникло никаких ассоциаций; поэтому, что-
бы попытаться понять его, я должен прибегнуть к тради-
ционной числовой символике, согласно которой десять
это совершенный итог развертывания единицы. Ряд 1-10
это законченный цикл; 10+1=11 означает начало ново-
го цикла. Поскольку интерпретация снов основывается на
гипотетическом допущении: post hoc ergo propter hoc («по-
сле этого значит, вследствие этого»), можно утверждать,
что 11 ведет к «восьмерице», то есть к символу целостно-
сти, реализации идеи целостности; появление шара (НЛО)
уже намечало подобное смысловое объяснение.
Молодая женщина, будто бы незнакомая рассказчику,
должна восприниматься как компенсирующая фигура
«анима». Она представляет сферу бессознательного более
полно, чем просто «тень», ибо добавляет к общей характе-
ристике личности недостающие ей женственные черты. Во-
обще говоря, подобная фигура в своем наиболее явном виде
обнаруживается в тех случаях, когда сознание глубоко
проникает в «теневую» сферу собственного «Я»; в качестве
психологического фактора она оказывает наибольшее воз-
действие, когда женственные свойства личности еще не
распознаны, не восприняты, одним словом не интегри-
рованы. Пока противоположности не пришли к примире-
нию, целостность личности остается нереализованной, а
«Самость», как ее символ, пребывает на уровне бессозна-
тельного. Но с того момента, как процесс индивидуации
начинает набирать силу и основные признаки целостной
личности объединяются в некое подобие первоначального
эскиза «Самости», последняя благодаря проекции может
|