мающей посредствующее положение между двумя крайно-
стями. Тарелка появляется здесь именно в роли посредни-
ка, нам уже знакомой; но вскоре обнаруживается, что это
просто преднамеренный кинематографический «трюк», ли-
шенный серьезного смысла и посреднической функции.
Имея в виду важность той роли, которую в жизни моло-
дой актрисы играет режиссер, можно сказать, что благодаря
своему воплощению в виде двух режиссеров влюбленные
соперники как бы получили «повышение», их значимость
резко возросла. Благодаря подобной метаморфозе они как
бы специально улавливаются прожекторами, осве-
щающими жизненную драму молодой актрисы, и выходят
на передний план до такой степени, что тарелка полностью
заслоняется ими, сходит на нет; обнаружение технического
трюка, вызвавшего тарелку к жизни, лишает ее всякого
значения. Акцент переносится с феномена, казавшегося
космическим, на режиссеров, которые просто использовали
трюковые съемки. Таким образом, основной интерес
сновидения концентрируется на профессиональных
устремлениях рассказчицы; смысл сна и разрешение
конфликта обретают точно определенную направленность.
Но неизбежно возникает вопрос и вопрос довольно
сложный: почему сон избирает эту впечатляющую картину
с летающей тарелкой, чтобы потом, сразу после того, как
«трюк» раскроется, довольно разочаровывающим образом
отвергнуть ее? Учитывая таинственную, почти
торжественную атмосферу начала сна со свойственным ей
подчеркиванием идеи срединности, а также хорошо
знакомый рассказчице сенсационный характер летающих
тарелок, можно сделать вывод о некоторой неожиданности
подобного оборота. Все происходит так, как если бы
сновидение утверждало: «не это, совсем не это
действительно важно для тебя; речь идет всего лишь о
кинематографическом трюке, о забаве для научно-
фантастического фильма. Было бы лучше, если бы ты
думала о той главной роли, которую тебе предстоит
сыграть в обеих съемках».
Подобное развитие указывает на роль, отведенную
тарелке, и на причину ее исчезновения. Личность рассказ-
чицы занимает центр поля зрения; она находится в
срединном положении, компенсирующем ее распад на две
противоположности и представляющем собой средство и
шанс для преодоления этой раздвоенности. Но для того,
чтобы преодоление состоялось, необходимо испытать некое
чувство, способное заставить человека действовать как
единое целое: благодаря подобному чувству и по мере его
развития колебательные движения, вынуждающие субъек-
та устремляться от одного автономного полюса к другому,
прямо противоположному, постепенно сойдут на нет, а
вместо них воцарится состояние ясности, четкости и един-
ства. В данном случае потрясающее явление летающей та-
релки, которая на мгновение приковывает к себе всеобщее
внимание, могло бы вызвать благотворное чувство.
Но появление тарелки в этом сновидении, как мы убе-
дились, имело иносказательный смысл: сыграв роль предо-
стерегающего знака, тарелка оказалась лишь средством,
ведущим совсем к другой цели. Вот почему образ тарелки
немедленно подвергся обесцениванию: это не феномен, а
всего лишь трюк, и дальнейший ход развития сна направ-
лен уже в сторону личной проблемы рассказчицы, ее внут-
реннего конфликта, связанного с двумя мужчинами. Но
когда обычная и хорошо известная ситуация неуверенно-
сти в выборе между двумя мужчинами превращается в не-
что более значительное, чем преходящие сердечные коле-
бания, это означает, что важная с виду проблема выбора
на деле не воспринимается всерьез. Повторяется история с
Буридановым ослом, который не мог решить, какую из
двух охапок сена нужно съесть первой; но по существу его
проблема являлась фиктивной, ибо у него просто-напросто
не было аппетита. Похоже, что нашу рассказчицу также
по-настоящему не занимает ни один из ее партнеров; она
не интересуется никем, кроме самой себя. Сновидение с
полной ясностью сообщает ей о том, чего она хочет на са-
мом деле: претенденты превращаются в режиссеров, и вся
ситуация сводится к съемкам фильма с рассказчицей в
главной роли. В действительности она стремится только к
тому, чтобы играть в своей профессии главную роль: роль
молодой влюбчивой «звезды», по существу совершенно
равнодушной к тому, кто является ее партнером на данный
момент. Но и это ей явно не удается, ибо она частично
|