привыкают употреблять избытые фразы, которые слышат на работе и на улице. Нет ничего
удивительного в том, что они часто нарушают традиционные правила произношения, а порой
и основные каноны самой английской грамматики. И если даже люди, имеющие ученые
степени, делают подобные ошибки, то чего можно ожидать от тех, кто вынужден был
прервать свое образование ввиду экономической необходимости?
Много лет назад я стоял днем в задумчивости в римском Колизее. Ко мне подошел
незнакомец, англичанин, проживавший в одной из английских колоний. Представился и стал
рассказывать о своей жизни в Вечном городе. Он не проговорил и трех минут, как начал
делать грубые грамматические ошибки. В то утро, встав с постели, он почистил ботинки и
надел безупречно чистое белье, чтобы поддержать самоуважение и завоевать уважение тех
людей, с которыми он общался. Однако он не сделал и малейшей попытки безупречно
строить свои фразы и безукоризненно произносить предложения. Он, например,
почувствовал бы стыд, если бы не приподнял шляпу во время разговора с женщиной, но он
не чувствовал стыда и даже вообще не обратил никакого внимания на нарушения правил
грамматики и на то, что он оскорбляет слух внимательных слушателей. Тем самым он
показал, что он собой представляет, и определил занимаемое им место в обществе. Его не
правильный английский язык неопровержимо свидетельствовал всему миру, что он не
является культурным человеком.
***
Д-р Чарлз У. Эллиот, бывший президентом Гарвардского университета треть столетия,
заявил: "Я признаю только одно духовное приобретение как необходимую часть образования
мужчины и женщины. Я имею в виду точное и изысканное употребление родного языка". Это
важное заявление.
Подумайте над ним.
Однако вы спросите, каким образом можно овладеть словами, чтобы употреблять их
красиво и точно? К счастью, нет ничего таинственного и ничего хитрого, когда речь идет о
средстве, которое следует использовать. Это средство является секретом полишинеля.
Линкольн использовал его с потрясающим успехом. Ни один американец никогда не создавал
столь удачных сочетаний слов и никогда не высказывал в прозе столь неповторимых фраз,
звучащих как бесподобная музыка: "Ни к кому со злобой, ко всем с милосердием". Был ли
Линкольн, отец которого - простой безграмотный плотник, а мать - женщина без каких-либо
выдающихся способностей, наделен от природы этим даром слова? Нет оснований принять
такое предположение. Когда Линкольна избрали в конгресс, то он, заполняя в Вашингтоне
официальную анкету, на вопрос относительно образования ответил при помощи лишь одного
прилагательного: "Недостаточное". За всю свою жизнь он не посещал школу и одного года.
Кто же был его учителем? Захария Бирни и Калеб Хезел в лесах Кентукки, Эзел Дорси и
Эндрю Кроуфорд в Пиджин-Крик, штат Индиана, - все это были странствующие педагоги,
переезжавшие из одного поселения пионеров в другое и едва сводившие концы с концами,
если удавалось найти нескольких учеников, которые были готовы обменять окорока,
кукурузу и пшеницу на обучение чтению, письму и арифметике.
Линкольн получил от них скромную материальную помощь и небольшую моральную
поддержку. Столь же немногое он почерпнул от своего окружения.
Фермеры и купцы, адвокаты и тяжущиеся, с которыми Линкольн общался в восьмом
судебном округе штата Иллинойс, не обладали магическим даром слова. Однако Линкольн -
и это важный факт, который стоит запомнить, - не расточал свое время на общение с теми,
кто был равен ему или ниже его по умственным способностям. Он выбирал себе друзей среди
интеллектуальной элиты, певцов и поэтов всех веков. Он мог цитировать по памяти целые
|