и даже после этого вполне возможно думать о поправках, улучшении и дополнительной
отделке, которые следовало бы произвести.
Заканчивая свое выступление, хороший оратор обычно убеждается в том, что
существовали четыре варианта его речи: тот, который он подготовил, тот, который он
произнес, тот, который помещен в газетах, и тот, который ему представляется по пути домой
и который он хотел бы произнести.
Надо ли пользоваться записями во время выступления
Хотя Линкольн прекрасно умел говорить экспромтом, он, став президентом, никогда не
выступал, даже в неофициальном порядке, перед членами своего кабинета, не подготовив
предварительно тщательно разработанный письменный текст. Разумеется, речи при
вступлении в должность президента он должен был читать. Точные формулировки
исторических государственных документов такого характера имеют слишком важное
значение, чтобы можно было допустить какую-либо импровизацию. Но в Иллинойсе
Линкольн никогда не пользовался во время выступлений даже заметками. "Они всегда
утомляют и смущают слушателя", - говорил он.
И кто может возразить ему? Разве чтение по бумажке не уничтожает примерно половину
вашего интереса к выступлению? Разве оно не нарушает или, во всяком случае, не затрудняет
столь ценный контакт, близость, которые должны существовать между оратором и его
слушателями? Разве оно не создает противоестественную атмосферу? Разве слушатели не
перестают верить в то, что оратор обладает уверенностью в себе и резервом знаний,
которыми он должен обладать?
Повторяю, делайте записи во время подготовки - подробные, обширные. Возможно, вы
пожелаете обратиться к ним, когда станете репетировать свою речь. Возможно, вы будете
чувствовать себя лучше, если они будут лежать у вас в кармане, когда вы предстанете перед
аудиторией. Однако, подобно молотку, пиле и топору в пульмановском вагоне, они должны
быть аварийными инструментами, которыми пользуются лишь в случае столкновения
поездов, крушения, угрозы гибели и катастрофы.
Если уж вам непременно нужна шпаргалка, пусть она будет как можно более краткой, и
напишите ее крупными буквами на большом листе бумаги.
Затем приходите пораньше туда, где вы будете выступать, и спрячьте ваши записи за
какими-нибудь книгами на столе. Заглядывайте в них, когда вам это необходимо, но
старайтесь скрыть вашу слабость от слушателей.
Однако, невзирая на все сказанное здесь, бывают случаи, когда разумно пользоваться
записями. Например, некоторые люди во время своих первых выступлений так сильно
волнуются и теряются, что совершенно неспособны удержать в памяти подготовленную речь.
Что получается? Они отклоняются от темы, забывают материал, тщательно
отрепетированный, то есть сбиваются с проезжей дороги и увязают в болоте. Вот таким
людям следует во время первых выступлений держать в руке несколько весьма кратких
заметок. Ребенок хватается за мебель, когда начинает учиться ходить, но делает это недолго.
Не заучивайте текст дословно
Не надо читать речь по бумажке и не надо пытаться заучивать его наизусть слово в слово.
Это отнимает много времени и чревато бедой. Все же, несмотря на такое предупреждение,
некоторые из тех, кто читает эти строки, будут пытаться сделать это. И что же, о чем они
будут думать, начав говорить? О теме своего выступления? Нет, они будут пытаться
вспоминать в точности все фразы. Они будут думать о написанном тексте, вывернув
|