слов: "Во внешнеполитических отношениях нашей страны возникла такая ситуация, что моей
прямой обязанностью является искренне рассказать вам о ней".
Когда Чарлз Шваб выступал в обществе "Пенсильвания" в Нью-Йорке, то он сразу перешел
к сути дела уже во втором предложении: "Главным в умах американских граждан в
настоящее время является следующий вопрос: как надо понимать существующий спад
деловой активности и что нас ожидает в будущем? Лично я настроен оптимистически..."
Коммерческий директор компании "Нэшнл кэш реджистер" в одном из выступлений
обратился следующим образом к своим сотрудникам. Во вступлении к его речи было всего
три предложения, и их было легко слушать, так как они были полны энергии и перспективы:
"Те из вас, кто получает заказы, должны, как предполагается, следить, чтобы из трубы нашей
фабрики шел дым. Количество дыма, выпущенного из нашей трубы за последние два летних
месяца, было недостаточным для того, чтобы в сколько-нибудь значительной степени
затемнить окружающий пейзаж.
Теперь, когда тяжелые дни позади и начался сезон восстановления деловой активности, мы
обращаемся к вам с короткой, но решительной просьбой: мы хотим побольше дыма".
Удается ли неопытным ораторам обычно достигать столь похвальной быстроты и
краткости во вступлении к своим речам? Большинство неопытных и неквалифицированных
ораторов начинают свои выступления одним из двух неудачных путей. Давайте их обсудим.
Остерегайтесь в начале выступления рассказывать так называемую смешную историю
По каким-то достойным сожаления причинам оратор-новичок часто предполагает, что он
должен быть остроумным. По своей природе он может быть столь же серьезным, как
энциклопедия, полностью лишенным какого бы то ни было чувства юмора. Тем не менее в то
мгновение, когда он начинает выступать, он представляет, что на него снизошел дух Марка
Твена. Поэтому он стремится начать свое выступление смешным рассказом, особенно если
выступает после званого обеда. Что же получается? Можно поставить двадцать против
одного, что и рассказ и манера изложения у этого новоявленного рассказчика будут столь же
тяжелыми, как словарь.
Его рассказ наверняка не будет иметь успеха. Выражаясь бессмертными словами
бессмертного Гамлета, он окажется "ничтожным, плоским и тупым".
Если рассказчик допустит несколько подобных осечек перед слушателями, которые
заплатили за свои места, на него начнут шикать, и в зале послышатся нелестные для него
возгласы. Однако обычно слушатели относятся к оратору с симпатией, и поэтому из чисто
филантропических соображений они приложат все усилия к тому, чтобы несколько раз
хихикнуть, хотя в глубине сердец они будут испытывать жалость к неудавшемуся юмористу
за его провал! Они сами будут чувствовать себя не в своей тарелке. Разве вам никогда не
приходилось наблюдать такого рода фиаско?
Нет ничего более сложного и более редкого во всем нелегком ораторском искусстве, чем
умение заставить смеяться слушателей. Юмор - дело спонтанное, связанное с
индивидуальностью, личностью.
Запомните, рассказ сам по себе редко бывает смешным. Все зависит от того, как
рассказывать. Из ста человек девяносто девять потерпят сокрушительный провал,
рассказывая те же истории, которые сделали Марка Твена знаменитым. Прочтите рассказы,
которые Линкольн повторял в тавернах восьмого судебного округа штата Иллинойс, те
рассказы, послушать которые приезжали люди за много миль, рассказы, которые они
слушали до утра и которые иногда, по словам очевидца, заставляли слушателей громко
хохотать и падать со стульев. Прочтите эти рассказы вслух вашей семье и посмотрите,
вызовут ли они улыбку. Вот один из рассказов, который приносил Линкольну потрясающий
|