способности, которые сейчас позволяют ему быть более объективным и избавляться от излишней
чувствительности в политических вопросах. Он начал работать над осуществлением программ
городского масштаба (где ему помогает логика). Это нелегко, но он заставляет работать голову и поэтому
лучше решает проблемы, которые глубоко волнуют его сердце.
Если вы в жизни прошли через правильное развитие типа, то после пятидесяти вы должны быть
в состоянии использовать все четыре функции сенсорику, интуицию, логику и этику, исходя из
требований ситуации. Доминантная и вспомогательная функции по-прежнему останутся источниками
ваших главных плюсов, применение третьей и четвертой функций потребует более строгого контроля,
но все-таки в вашем распоряжении окажется более обширный арсенал навыков и взглядов.
Вы помните, как мы сравнили ваши функции с семейством, едущем в автомобиле? Получается,
что при правильном развитии типа ваши третья и четвертая функции (дети на заднем сиденье)
подрастают. Лидирующие позиции остаются, как и раньше, за доминантной и вспомогательной
функциями, но третья функция это уже взрослый молодой человек, а четвертая функция теперь
напоминает подростка.
Интересно отметить, что использование всех функций открывает перед вами доступ ко всем
преференциям, включая подходы. (Вы не забыли этот термин? Подходы это экстраверсия,
интроверсия, рациональность и иррациональность.) Если вы интроверт, может оказаться так, что вам
станут несколько ближе свойства экстравертов: установление новых контактов с людьми, расширение
сферы личных интересов. Если же вы рационал, то станете приобретать способности, более
характерные для иррационалов: умение расслабиться, включаться в игру, наслаждаться жизнью, а не
только управлять ею.
Поясним нашу мысль на примере. Мариан представляет тип ENFJ. В шестьдесят лет она вошла в
состав присяжных заседателей, рассматривавших дело о противозаконных действиях врача. Поскольку
Мариан доминантный этик, можно было бы ожидать от нее позиции, основанной на личных
ценностях, иными словами, на сочувствии к пострадавшему. А так как вспомогательная функция
Мариан интуиция, то она могла бы уделить особое внимание роли людей, призванных в качестве
свидетелей, и схеме поведения, представленной в заслушанных показаниях.
Но Мариан повела себя иначе. Поскольку ей стала ближе сенсорика, она сумела внимательнее
разобраться в содержании ответов свидетелей. В совещательной комнате она вспоминает подробности
и цитирует представленные на процессе свидетельства. Это может показаться странным, но ей удается
сохранить беспристрастность благодаря ее четвертой функции, логике. Она даже предостерегает
других присяжных от решений, основанных исключительно на сопереживании. Более того, хотя Мариан
экстраверт, она развила в себе способность внимательно прислушиваться ко всему, что говорят
другие, и только потом брать слово (качество интровертов) и выносить окончательное решение лишь
после того, как она осмыслит услышанное (качество иррационалов).
Может быть, Мариан перестала быть ENFJ и перешла в тип ISTP? Вовсе нет! Просто благодаря
правильному развитию типа она теперь умеет при необходимости обращаться ко всем преференциям. И
в рассмотренном нами случае для нее было естественным тщательно проанализировать все факты и
прийти к беспристрастному решению. Двадцать пять лет назад сделать это было бы ей намного труднее.
Что помогает (и мешает) правильному развитию типа
В этой главе уже говорилось о том, что при воспитании детей целесообразно поощрять их
доминантную и вспомогательную функции. Все мы знаем, воспитание оказало глубокое воздействие на
нашу сегодняшнюю приспособленность к жизни. Но случалось ли вам задумываться над вашими
жизненными обстоятельствами
с точки зрения развития типа? Дети, следуя своим природным
склонностям (при условии поощрения со стороны взрослых), развивают все свои функции и со
временем становятся полностью дееспособными людьми. Те же дети, кому мешали проявлять их
врожденные таланты, могут вырасти неуверенными в себе, не разбираться в своих склонностях и в
своем восприятии мира; а подобная неясность может повлиять на все стороны их дальнейшей жизни, в
том числе и на профессиональную ориентацию.
Чаще всего родители и педагоги ценят в детях те качества, которыми обладают сами. И напротив,
|